Диссертация, диплом, курсовая, реферат заказ по т. (495) 518-23-69

Учебная программа и контрольные задания " СТАТИСТИКА "

Деловая страница

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Статистика является одним из важнейших рычагов государственного управления, одним из решающих ориентиров политики, которая способствует объективному освещению широкого круга конкретных вопросов, касающихся социально- экономической политики государства.
Статистика обеспечивает предоставление количественной информации об уровне и возможностях развития страны и удовлетворяет потребности в информации всех лиц и учреждений, вовлеченных в процесс политической и экономической жизни. Статистические методы анализа используются для изучения хода и результатов производственно-финансовой деятельности субъектов хозяйствования.
Целью изучения дисциплины является овладение статистической методологией и ее применением при изучении процессов и явлений, протекающих в экономической жизни. Это изучение направлено на совершенствование управления производством, обеспечение рационального и экономного использования ресурсов и т.д.
Полученные в процессе изучения дисциплины знания позволяют специалистам в области экономики и управления использовать их при проведении системного анализа результатов производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на разных уровнях управления, своевременно выявляя имеющиеся резервы.
Теоретическую основу дисциплины "Статистика" составляют теория вероятностей и математическая статистика, политическая экономия, экономическая теория.
Дисциплина «Статистика» состоит из двух основных частей: «Общая теория статистики» и «Социально – экономическая статистика».
В части I – «Общая теория статистики» излагаются теоретические основы и специальные приемы и методы статистического исследования.
Изучая часть II – «Социально – экономическая статистика», студенты получают знания, умения и навыки применения экономико-статистических методов в исследовании макроэкономических процессов, в управлении рыночной экономикой, в разработке экономической политики. Овладение современной методологией статистической оценки и анализа развития экономических и социальных процессов, принятой как в нашей стране, так и в международной практике, является целью преподавания дисциплины.
Студенты, обучающиеся 6 лет, изучают курс «Статистики» в 4-м и 5-м семестрах. В 4-м семестре – общую теорию статистики и выполняют часть 1 контрольного задания. В 5-м семестре изучают социально-экономическую статистику и выполняют часть 2 контрольного задания. Студенты, обучающиеся 3 и 4 года, изучают статистику в течение одного семестра и выполняют контрольное задание, которое включает I и II части дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Часть I. Общая теория статистики

Раздел 1. Статистика и ее информационная база

Тема 1. Роль статистики, ее задачи и организация

Статистика как наука. Краткие сведения о развитии отечественной статистической науки. Предмет статистики. Особенности статистической методологии: теоретические основы и специальные приемы и методы статистического исследования. Части (разделы) статистической науки. Задачи статистики в рыночной экономике и возрастание роли статистических исследований в совершенствовании управления.
Основные принципы организации статистики. Госкомстат Российской Федерации и его функции. Формирование информационной базы управления субъекта хозяйствования- предприятия, организации, фирмы и др. Статистические публикации Госкомстата РФ и Центрального банка РФ.
Литература [1: 3-25].
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин "cтатистика"?
2. Чем обусловлено возникновение и развитие статистической науки и практики?
3. Что является предметом исследования статистической науки?
4. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?
5. В чем заключается сущность статистической методологии?
6. Дайте определение статистического показателя и укажите их виды.
7. Перечислите основные стадии статистического исследования, раскройте их основное содержание.
8. Перечислите разделы статистической науки, объясните, чем вызвано выделение самостоятельных статистических дисциплин. Почему изучение статистической науки следует начинать с общей теории статистики?
9. Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?
10.Каковы задачи государственной статистики в рыночной экономике?
11. Каковы задачи ведомственной статистики и чем объясняется возрастание ее роли в современных условиях?

Тема 2. Статистическое наблюдение.
Обеспечение качества статистической информации

Понятие о статистической информации. Развитие информационной базы управления в рыночной экономике. Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования; требования, предъявляемые к статистическим данным.
План статистического наблюдения, его значение и основные элементы. Организационные формы статистического наблюдения; основные направления их совершенствования в новых условиях хозяйствования. Виды статистического наблюдения.
Литература [1:27-48].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит роль статистического наблюдения в комплексном экономико-статистическом исследовании?
2. Дайте определение статистического наблюдения.
3. Назовите организационные формы статистического наблюдения и какая из них в России в настоящее время становится основной.
4. Назовите основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения.
5. Что такое цель наблюдения и на основании чего она устанавливается?
6. Что такое объект наблюдения и к чему может привести неправильное его определение?
7. Что представляет собой единица наблюдения и единица совокупности? В чем их различие?
8. Что представляет собой программа статистического наблюдения?
9. Какие виды статистического наблюдения используются для сбора данных?
10.Чем обусловлено применение различных способов наблюдения и приемов регистрации данных?
11.На какие группы делятся ошибки статистического наблюдения? Чем они вызваны?
12.Как осуществляется проверка и контроль материалов статистического наблюдения?


Тема 3. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения

Задачи сводки и основное ее содержание.
Группировка – основа научной разработки материалов статистического наблюдения. Задачи группировок и их виды.
Роль экономического анализа при выполнении группировок. Принципы выбора признаков группировки. Группировки по качественным признакам: их значение и применение. Понятие и значение классификаций. Классификации, применяемые в статистике при разработке данных по отрасли и народному хозяйству. Новые виды классификаций в условиях рынка.
Группировки по количественным признакам; их значение. Принципы образования групп и интервалов группировки. Группировки по комбинации признаков и многомерные группировки.
Табличное изложение статистических данных. Виды статистических таблиц; их особенности и значение.
Литература [1: 49-65].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?
2. Какие основные задачи решаются исследователями с помощью метода группировок?
3. Какие группировки называются типологическими и какие задачи решаются с их помощью в статистическом анализе?
4. Какие задачи решаются с помощью структурных группировок?
5. Какие задачи статистического анализа решаются с помощью аналитических группировок?
6. Изложите технику выполнения группировки.
7. Сформулируйте принципы выбора признаков группировки.
8. Приведите примеры группировок, если группировочный признак является качественным.
9. Какова роль и значение классификаций?
10. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?
11.В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по признакам?
12.Что представляют собой открытые и закрытые, равные, неравные и специализированные интервалы и в каких случаях они применяются?
13.Что такое система группировок и для чего она нужна?
14.Что представляет собой статистическая таблица и каковы ее функции?
15.Назовите основные элементы статистических таблиц. На какие группы в зависимости от строения подлежащего делятся статистические таблицы? Что они собой представляют?

Раздел 2. Статистическая совокупность и ее характеристика

Тема 4. Абсолютные, относительные и средние величины

Понятие о статистической совокупности, значение и функции статистических показателей; основные требования, предъявляемые к ним. Абсолютные величины: их виды и значение в статистических исследованиях. Относительные величины: их значение и основные виды. Необходимость обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей.
Взаимосвязь абсолютных и относительных величин, необходимость их комплексного применения.
Сущность средних величин и их значение в экономико-статистических исследованиях. Роль средних величин в управлении. Научные основы исчисления средних показателей.
Виды средних величин. Определяющий показатель, уравнение средней и ее форма. Групповые и общие средние. Взвешенные средние; выбор весов. Структурные средние: мода, медиана; область их применения. Графическое изображение как средство наглядного представления абсолютных, относительных и средних величин. Виды графических изображений, область их применения.
Литература [1: 75-105; 65-73].
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляют собой абсолютные величины?
2. Какие два вида абсолютных величин вы знаете?
3. Назовите единицы измерения абсолютных величин и область их применения
4. Что называется относительными величинами?
5. В какой форме могут быть выражены относительные величины?
6. Какие виды относительных величин вы знаете и каков принцип их классификации?
7. Что характеризуют относительные величины динамики и каков порядок их
вычисления?
8. Как исчисляются и что характеризуют относительные величины планового задания, выполнения плана и динамики? В какой взаимосвязи находятся эти величины?
9. Что характеризуют и как вычисляются относительные величины структуры?
10. Что характеризуют и как вычисляются относительные величины координации?
11. Что характеризуют относительные величины сравнения (наглядности) и как они вычисляются?
12. Что характеризуют и как вычисляются относительные величины интенсивности?
13. Каковы основные условия правильного применения абсолютных и относительных величин?
14. В чем состоит сущность средней величины как статистического показателя?
15. Какой принцип положен в основу деления средних величин на два вида: степенные и структурные?
16. Назовите основные условия правильного применения средних величин.
17. Сформулируйте принципы выбора вида средней.
18. Назовите виды степенных средних, область их применения
19. В каких случаях применяется средняя арифметическая: простая, взвешенная; их расчет.
20. Как обосновывается выбор весов при расчете взвешенных средних?
21. Как исчисляются средние арифметические из относительных величин?
22. В каких случаях применяется средняя гармоническая?
23. Область применения средней геометрической, простой и взвешенной. Как она исчисляется? Объясните ее смысл
24. Что такое мода, когда и для чего она применяется и как исчисляется?
25. Что такое медиана, когда и для чего она применяется и как исчисляется?
26. Что представляют собой статистические графики и какую задачу они решают?
27.Каковы общие правила построения графиков?
28.Какие виды статистических графиков вы знаете и какие задачи решаются с помощью того или иного вида графика?

Тема 5. Статистические распределения и их основные характеристики

Вариация признака в совокупности и значение ее статистического изучения. Виды рядов распределения, методы их построения и преобразования.
Графическое изображение распределений. Особенности исчисления средней арифметической, моды и медианы в дискретном и интервальном рядах. Порядковые статистики, их значение и методы расчета.
Показатели вариации, их значение и виды. Дисперсия и ее основные свойства. Правило сложения дисперсий, его практическое использование.
Изучение формы распределения. Основные типы распределений. Показатели асимметрии и эксцесса, оценка их существенности. Понятие о кривой распределения.
Нормальное распределение и практическое использование его свойств в статистической оценке совокупностей. Критерии согласия.
Литература [1:107-156].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоят различия в построении рядов распределения с дискретным и интервальным характером вариации признака?
2. Какие системы показателей используют для характеристики особенностей рядов распределения?
3. В чем состоят особенности расчета средней арифметической, моды и медианы в интервальных рядах распределения?
4. В каких случаях при расчете средней арифметической используется плотность распределения ?
5. Что представляет собой вариация признака и в чем состоит значение ее изучения?
6. На какие две группы делятся показатели вариации и в чем состоит их особенность?
7. Какие показатели вариации находят наиболее широкое применение и почему?
8. Правило сложения дисперсий, его содержание и значение в изучении вариации признака.
9. Что характеризует общая, межгрупповая и средняя из внутригрупповых дисперсий. Напишите формулы для их расчета
10.Напишите соотношение между показателями центра распределения при правосторонней и левосторонней асимметрии.
11.В чем состоит значение проверки гипотезы о форме распределения?
12.Каковы особенности кривых нормального распределения? Их использование в анализе фактических данных.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Контрольное задание по дисциплине «Статистика» состоит из двух частей: часть I – «Общая теория статистики», часть II – «Социально-экономическая статистика». Студенты, изучающие статистику в течение двух семестров, выполняют первую часть задания в первом семестре обучения, вторую часть задания – во втором семестре обучения. Студенты, изучающие статистику в течение одного семестра, выполняют обе части задания в данном семестре.
Как в первой, так и во второй части задания номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки.
К выполнению самостоятельного задания следует приступать после изучения учебной литературы и материалов лекций. Задание рекомендуется выполнять постепенно в течении семестра по мере проработки отдельных тем курса в соответствии с календарным планом.
Задание выполняется в специальной тетради. Студент должен привести необходимые формулы, указав, что означают символы в них, отразить последовательность решения каждой задачи, построить необходимые таблицы и графики, а также дать экономическую интерпретацию полученных результатов. Все таблицы и графики должны быть пронумерованы.

Номера вариантов и перечень соответствующих им номеров задач.

Часть I Часть II

№ варианта Номера задач № варианта Номера задач
0. 1, 4, 7, 21 0. 31, 41, 51, 61
1. 2, 6, 8, 22 1. 32, 42, 52, 62
2. 3, 12, 14, 23 2. 33, 43, 53, 63
3. 9, 11, 13, 24 3. 34, 44, 54, 64
4. 6, 10, 15, 25 4. 35, 45, 55, 65
5. 5, 8, 16, 26 5. 36, 46, 56, 66
6. 6, 9, 17, 27 6. 37, 47, 57, 61
7. 7, 10, 18, 28 7. 38, 48, 58, 62
8. 3, 14, 19,29 8. 39, 49, 59, 63
9. 1, 11, 20, 30 9. 40, 50, 60, 64


E-mail: sos011@yandex.ru

Hosted by uCoz
Rambler's Top100
Союз образовательных сайтов Яндекс цитирования