Диссертация, диплом, курсовая, реферат заказ по т. (495) 518-23-69

Учебная программа и контрольные задания " ФИЛОСОФИЯ "

Деловая страница

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Раздел I.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность обобщенных взглядов на мир в целом, идеалов, принципов и нравственных норм, определяющих смысл жизни чело-века, его сущность и место в природе и обществе. Мировоззрение личности - ее жизненная позиция, программа поведения, ее отношение к обществу, другим людям и к самой себе.
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - чувственно-конкретное воспри-ятие мира, для которого характерна образность, эмоциональность, наделение человеческими качествами явлений и вещей окружающего мира, их уподобле-ние процессам и событиям общественной жизни.
ДИАЛЕКТИКА - всестороннее целостное, наиболее последовательное учение о развитии явлений и процессов природного и социального мира духовной, психологической жизни человека; всеобщая методология познания и общест-венной практики.
МЕТОД - определенный способ познания и практического действия, оценок человеческого поведения, совокупность определенных правил, приемов и норм познания и ценностного отношения.
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность теоретически обоснован-ных, систематизированных представлений о сущности природы, общества, че-ловека, его сознании, система идеалов и духовных ценностей.
ОНТОЛОГИЯ - философское учение о бытии, всеобщей реальности, о сущем в его наиболее общих характеристиках.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, изучающий теорию познания, взаимоот-ношения субъекта и объекта в процессе познания, отношение знания к действи-тельности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и дос-товерности знания.
ЛОГИКА - наука о законах, формах и правилах доказательного, логически свя-занного мышления, средствах достижения обоснованных умоза ключений и выводов.
ОБЪЕКТ - понятие, обозначающее вещь или предмет реальной действительно-сти, противостоящее субъекту познавательной и практической деятельности, одаренному сознанием существу.
СУБЪЕКТ - а) сознающее существо или группа осмысленно действующих лиц, б) источник, идеальная причина социально значимого действия, поступка, на-правленного на объект.
ОБЪЕКТИВНЫЙ, ОБЪЕКТИВНОЕ (фактор, состояние, отношение) - отно-сящийся к миру объектов, отдающий первенство и приоритет реальному, объективному положению вещей, в сравнении с субъективным фактором, с подходами и оценками субъекта.
СУБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТИВНОЕ (фактор, состояние, отношение) - отно-сящийся к сфере действий, оценок субъекта, отдающий приоритет, определяю-щее воздействие субъективному фактору, действиям и оценкам социального субъекта, в сравнении с объективным положением дел, объективными усло-виями.
ЭТИКА - учение о морали и нравственности, обосновывющее систему мораль-ных взглядов, принципов, идеалов нравственного поведения, раскрывающее сущность добра и зла, справедливости и несправедливости, смысл жизни чело-века, основные нормы и традиции истинного, достойного образа жизни.
ЭСТЕТИКА - учение о прекрасном в действительности и художественном творчестве человека, о законах человеческой красоты, о безобразном, о возвы-шенном и низменном, о героическом и пошлом.
МЕТАФИЗИКА - первоначальное значение этого термина - философская наука о первых началах, о субстанциях и всеобщем, о безусловном и абсолютном бы-тии, не сводимом ни к какой эмпирически данной вещи. В настоящее время термин “метафизика” имеет позднее значение - как всеобщий метод, противо-положный диалектике, отвергающий первостепенное значение идеи развития и саморазвития мира.
АБСОЛЮТ - понятие, принципиально отличающееся от относительного. Абсо-лют выражает полное и завершенное совершенство какого-либо объекта или субъекта, субъективного состояния, высочайший авторитет, наивысшую сте-пень могущества. Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, нравственному идеалу, идее, разуму и долгу человека, воле.
РЕФЛЕКСИЯ - способность человеческого мышления осознавать свои собст-венные формы и содержание, цели и основания жизнедеятельности, критически анализировать методы и результаты познания, критерии оценок поведения.

Раздел II.
КОСМОС - понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения целостно-стного мироздания, единства мира в противоположность хаосу.
ХАОС - неупорядоченная мощь творящей природы, могущественная основа космической жизни.
ЛОГОС - первоначально - слово, закон, совокупность принципов устройства мира. В античности Логос - понятие логическое, языковое и в то же время - на-турфилософское, обозначавшее определенный порядок во взаимодействии сти-хий (воды, огня, воздуха). Логос - есть закономерность, по которой все совер-шается в природном и социальном мире человека, и прежде всего в космиче-ском процессе.
СОФИСТИКА - 1) философское течение в Др.Греции, созданное софистами, выдвигавшими принцип: “Человек есть мера всех вещей”. 2) рассуждения (вы-вод, доказательство), основанные на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употребление бездоказательных доводов и недостаточно обоснованных аргументов, выдаваемых за правильные.
ТЕОЛОГИЯ - богословие, учение о Боге.
ТЕИЗМ - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте.
ДЕИЗМ - воззрение, согласно которому бог признается как первопричина мира. В дальнейшем же мир развивается по собственным (естественным) законам.
КРЕАЦИОНИЗМ - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
СХОЛАСТИКА - отвлеченный догматический способ мышления, опирающий-ся не на реальности жизни, а на авторитет религиозных истин, канонизирован-ных текстов и на формально-логическую правильность односторонних, де-дуктивных, чисто словесных рассуждений.
УНИВЕРСАЛИИ - в схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоя-тельный смысл, существуют телесно, “до вещей”, или “в вещах”, либо же они существуют только в виде умственных построений “после вещей”, являются просто “именами вещей”, словами.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр Все-ленной, ее высшая ценность, цель всех совершающихся в мире событий.
ПАНТЕИЗМ - учение, которое растворяет идею Бога в природе, по сути считая природу - определяющим в мире началом, а божественное влияние отодвигая на второй план.
СУБСТАНЦИЯ - определяющее первоначало мира, глубочайшая изменяющая-ся действительность. Субстанция существует благодаря самой себе, будучи причиной самой себя.
ИНДУКЦИЯ - логический научный метод движения знания от отдельного, осо-бенного к общему, всеобщему и закономерному. Ее выводы о связи изучаемых явлений и результаты делаются на основе эмпирических наблюдений и экспе-риментов.
ДЕДУКЦИЯ - метод логического мышления, который ведет от установленных общих положений и выводов к частному, к особенным проявлениям общего.
ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания, научном мышлении: познание истины выводит из чувственного опыта (эмпирии).
РАЦИОНАЛИЗМ - гносеологическое направление, признающее разум основой познания и высшей ценностью духовной культуры, поведения людей.
“ВЕЩЬ-В-СЕБЕ” (по Канту) - 1) вещь, существующая для себя самой, незави-симо от познающего субъекта, 2) непознаваемая основа чувственно ощущае-мых и рассудочно мыслимых предметов, 3) умопостигаемый предмет, то есть безусловный, запредельный для опыта предмет разума (бог, бессмертие, свобо-да).
“ВЕЩЬ ДЛЯ НАС” (по Канту) - вещь, чьи существенные характеристики ста-новятся познанными в процессе практики.
АПРИОРИ - знание, предшествующее опыту и независимое от него.
ПАНЛОГИЗМ - учение о том, что все явления действительности есть продукт, выражение логически оформленной абсолютной идеи, выражение разума как вершины этой идеи.
ИМПЕРАТИВ - безусловное требование, закон поведения. У Канта категориче-ский императив - общезначимое нравственное предписание, в противополож-ность личному принципу (максиме): “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства”. “Человек должен быть всегда целью твоих нравственных действий и никогда только средством”.
ЗАПАДНИЧЕСТВО - движение русской общественной философской мысли 40-50-х гг. XIX в., сторонники которого широко пропагандировали и защищали идею приобщения России к европейской цивилизации, начатого государствен-ными реформами Петра I.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновавшее идею особой, мессиан-ской роли России и других славянских стран в мире.
СОБОРНОСТЬ - понятие, выражающее сущность и природу культуры, челове-ческого бытия как коллективных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей.
СОФИЯ - образ вечной женственности и божественной мудрости. Основной, центральный образ философии В.С.Соловьева.
РУССКАЯ ИДЕЯ - идея особой судьбы и предназначения России, разрабаты-вавшаяся в лоне отечественной философии и культуры XIX - начале XX в. До-минирующий мотив русской идеи - признание ее глубинным выражением все-человеческого единства народов мира. По В.Соловьеву, именно России сужде-но стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основах хри-стианства.
ВСЕЕДИНСТВО - единство Вселенной, человечества - высший принцип ор-ганизации бытия, всех вещей и явлений мира. В онтологии В.Соловьева всеединство предстает как добро, истина и красота, в гносеологии - как система цельного знания.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - так называется материалистиче-ское учение Л.Фейербаха, центральной проблемой которого стал человек как абсолютный предмет философии, высшая ценность жизни, как всесторонне развитое, гармоничное, телесное и духовное существо.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ (исторический мате-риализм) - восходящая к К.Марксу философия истории. Согласно Марксу, “способ производства материальной жизни обуславливает социальный, полити-ческий и духовный процессы жизни вообще”. В истории выделяется три этапа. Первому присуща личная зависимость человека от господствующих социаль-ных сил. Второму - личная независимость при вещной зависимости, но при универсальном развитии производительных сил. Третий этап - соблюдение ин-дивидуального в условиях подлинной коллективности и коллективного при-своения плодов общественной производительности труда.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ - философское учение, которое ставит инстинкт, интуи-цию, различные формы бессознательного на первое место и рассматривает их как решающие источники познания и духовной жизни в сравнении с ролью ра-зума.
СЦИЕНТИЗМ - мировоззренческая ориентация, характерная для некоторых философских течений XX века и рассматривающая науку не только как наи-высшую ступень развития человеческого разума, но и абсолютизирующая ее роль.
АНТИСЦИЕНТИЗМ - характерная для общественного сознания XX в. фило-софско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой, подчас необоснованной критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить прогресс, улучшение жизни людей.
ПСИХОАНАЛИЗ - 1) часть психотерапии, врачебный метод исследования, раз-витый З.Фрейдом в конце 19 - начале 20 в., 2) философско-психологическая теория, направленная на изучение скрытых связей и основ человеческой ду-шевной жизни, бессознательного, рассматриваемого как доминирующий фак-тор индивидуальной и общественной жизни.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философия человеческого существования, возникшее в начале 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах. Экзистенциализм противопоставляет сциентистско-технократическому рассмотрению общества проблему человека, взятому в его внутренних характеристиках как неповтори-мое уникальное бытие.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - философское направление, получившее развитие в конце XIX - начале XX вв. в Германии, Франции и Испании, В основу его был положен отход от классического рационализма и попытка объяснить явления жизни исходя из нее самой с помощью чувства, инстинкта, непосредственного переживания.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Означает истинное, свободное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый к каким-либо внешним объективированным формам.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном опре-деляющей жизнь и поступки людей. В теории З.Фрейда бессознательное пред-ставлено в виде мощной иррациональной силы, определяющей поведение чело-века. К.Юнгом введено понятие “коллективного бессознательного”, характер-ного для каждого народа и этноса и формирующего его творческий дух, чувства и ценности.
ВОЛЯ - сознательное и свободное устремление человека к осуществлению оп-ределенной цели, которая для него представляет определенную ценность. В философии жизни (Шопенгауэр, Ницше) воля - основополагающая сила, обу-славливающая весь жизненный процесс человека.
ОНО (Ид) - согласно психоаналитической теории Фрейда, один из трех компо-нентов человеческой личности, наряду с Я (Эго) и сверх-Я (супер-Эго). Ид яв-ляется древнейшим психическим образованием, содержащим в себе безудерж-ные примитивные телесные инстинкты (сексуальные и агрессивные влечения), а также все наследуемое содержание психики.

Раздел III.
БЫТИЕ - интегральная характеристика мира, как всеобщей реальности, утвер-ждающая целостность и его единство через соотношение основных начал, суб-станций, принципов и сфер существования природы, общества, человека, его культуры, их специфических форм.
ОБРАЗ - субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его.
ИДЕАЛЬНОЕ - это образы будущих результатов деятельности, программы, ду-ховно-нравственных образов высшего совершенства; высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и другие), которые человек реализует в своей жизнедеятельности.
ЗНАНИЕ - проверенный практический результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; форма представления информации.
ОТРАЖЕНИЕ - одно из центральных понятий диалектико-материалистической теории познания. Отражение понимается как представленность свойств одной системы в другой (неживой, живой и социальной), согласно принципу адекват-ности результатов познания своему источнику. Оно предполагает творческое отношение человека к миру ради достижения блага и счастья жизни.
СОЗНАНИЕ - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предвари-тельном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в ра-зумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком своих мыслей и чувств, своего по-ложения в обществе, отношения к другим людям. Это - осознание себя как осо-бой и единой личности, субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и других видов деятельности и человеческого об-щения.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не под-дающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
МАТЕРИЯ - как философская категория, служит для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отобра-жаемой им.
ПРОСТРАНСТВО - всеобщая форма бытия материального мира, характери-зующая протяженность, соразмерность его структурных форм и образований.
ВРЕМЯ - всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последователь-ность событий мира.
РЕДУКЦИОНИЗМ - методологический подход, согласно которому высшие, сложные формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим и простым (физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних.
ЗАКОН - всеобщая и необходимая, следовательно воспроизводимая и сущест-венная, определяющая специфику явления, связь.
КАТЕГОРИЯ - понятие, отражающее наиболее общие и существенные свойст-ва, законы природы, общества и мышления.
КАЧЕСТВО - это внутренняя определенность, целостная система характерных черт предметов, явлений.
КОЛИЧЕСТВО - такая определенность предмета (величина составляющих его элементов, его объем, размеры и др.), изменения которой в соответствующих границах не ведет к превращению данного качества в новое качество.
СВОЙСТВО - сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.
МЕРА - целостное единство количественных и качественных характеристик предмета, явления, процесса, в рамках которого сохраняется коренная качест-венная определенность.
СКАЧОК - переход от одной системы данного качества к другой системе ново-го качества.
ЕДИНИЧНОЕ - философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного отдельного явления, его отличие от других.
ОБЩЕЕ - философская категория, отражающая не только сходные, но необхо-димые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса, всем явлениям данного рода.
ОСОБЕННОЕ - философская категория, выражающая специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального).
ВСЕОБЩЕЕ - философская категория, отражающая необходимые качества и свойства, присущие всей действительности, миру как целому.
СОДЕРЖАНИЕ - философская категория, выражающая внутреннее существен-ное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодей-ствии, образующих данный качественно определенный предмет, явление, про-цесс.
ФОРМА - философская категория, выражающая: а) способ существования оп-ределенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю орга-низацию содержания, его структуру. Играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содержания.
ЦЕЛОЕ - интегрированное качество внутренней существенной связи элемен-тов, форм взаимодействия, не сводящееся к сумме составляющих его частей.
ЧАСТЬ - элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе ее специфичность.
СИСТЕМА - это комплекс взаимодействующих элементов и структур, этап на пути становления целостности.
СТРУКТУРА - это совокупность устойчивых отношений, связей и взаимодей-ствий между элементами целого.
СУЩНОСТЬ - совокупность внутренних необходимых свойств и качеств сис-темы, от которых зависят все явления, в которых она выражается.
ЯВЛЕНИЕ - форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности.
ДЕТЕРМИНИЗМ - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обу-словленности объективных явлений.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ - отрицание всеобщего характера причинности.
ПРИЧИНА - взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождаю-щее новое явление. Причины есть действия, порождающие другие действия, следствия - результат взаимодействия.
НЕОБХОДИМОСТЬ - это то, что вытекает из самой сущности материальных или идеальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или про-исходит) в основном так, а не иначе.
СЛУЧАЙНОСТЬ - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из сущностных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но мо-жет произойти и по-другому. Нередко случайность возникает как пересечение различных необходимостей.
ВОЗМОЖНОСТЬ - это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелые, чтобы возникло новое явление.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - в широком смысле слова: весь объективно сущест-вующий мир, объективная или субъективная реальность во всей ее конкретно-сти, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью; в узком смысле слова: конкретное бытие отдельного объекта в оп-ределенное время, в определенных условиях.
ВЕРОЯТНОСТЬ - количественная мера осуществления возможности; степень необходимого в возможном.
ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - философская категория, выражающая рождение принципиально новых качественных явлений, принципов, ценност-ных систем.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ - стороны, или элементы, части системы, имеющие иную направленность, тенденцию изменений, чем стороны с ними взаимодей-ствующие. Иногда противоположность - это высшая степень развития противо-речия.
ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных, подчас взаимоисклю-чающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внут-реннем единстве и взаимопроникновения, выступая источником самодвижения и развития.
ОТРИЦАНИЕ - философская категория, выражающая: а) процесс уничтожения предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, т.е. прекращение существования данного предмета как целостной системы, конец его развития (внешнее, “зряшное” отрицание, деструкция); б) самоотрицание (внутреннее отрицание), как внутренний момент развития с удержанием поло-жительного содержания отрицаемого (“снятие”), необходимого для оптималь-ного функционирования и развития системы нового качества.
ЭВОЛЮЦИЯ - форма развития, в которой преобладают постепенные измене-ния ряда количественных характеристик, которые приводят к существенным целостным качественным превращениям системы.
РЕВОЛЮЦИЯ - форма развития, в которой преобладают интенсивные каче-ственные изменения в развитии явлений природы, общества или познания.
ПРОГРЕСС - поступательное движение, развитие системы от низшего к выс-шему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному и гармоничному.
РЕГРЕСС - развитие, направленное от более высоких форм к низшим, совокуп-ность деструктивных процессов, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.
ИСТИНА - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизво-дящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - это полное, исчерпывающее знание о предмете.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - неполное знание о предмете.
ЛОЖЬ - преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
ДОГМАТИЗМ - форма метафизического мышления и действия, которая харак-теризуется застылостью, косностью, окостенелостью, стремлением к автори-тарности, вульгарным преувеличениям значения абсолютного момента в исти-не.
РЕЛЯТИВИЗМ - методологическая концепция, абсолютизирующая изменчи-вость действительности и наших знаний о ней, преувеличивающая относитель-ность и условность последних.
СКЕПТИЦИЗМ - философская концепция, сторонники которой либо сомнева-ются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в этом, понимают процесс познания как “зряшное отрицание”, а не как диалектическое (с удержанием положительного).
СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки, познания.
ПРАКТИКА - это целенаправленная предметная деятельность субъекта по пре-образованию материальных, духовных и управленческих систем.
ОЩУЩЕНИЕ - форма чувственного познания (живого созерцания), представ-ляющая собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
ВОСПРИЯТИЕ - форма чувственного познания (живого созерцания), в которой на основе ощущений в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в совокупности всех своих сторон.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред-ственного воздействия самих предметов на органы чувств.
ПОНЯТИЕ - форма логического мышления, отражающая и фиксирующая одно общее и существенное отношение круга предметов и явлений, которые прису-щи определенному классу предметов и роду явлений.
СУЖДЕНИЕ - форма логического мышления, в которой посредством связи по-нятий утверждается или отрицается какое-либо определение.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ - система рассуждений, в ходе которых логически выво-дится новое суждение (заключение или вывод).
ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью логических доказательств.
ГИПОТЕЗА - форма знания, содержащая предположение, которое сформулиро-вано на основе ряда фактов, а его истинное значение неопределимо и нуждается в доказательстве.
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕМУ - ме-тод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции (“начало” - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета, к системе по-нятий и научных определений.
РАЗУМ - философская категория, выражающая вершину духовной культуры, высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характер-ны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).
ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное ото-бражение закономерных и существенных связей определенной области дейст-вительности или рода практической деятельности, ценностного освоения мира человеком.

Раздел IV
ЧЕЛОВЕК - наиболее общее понятие для обозначения отдельного представите-ля вида Homo sapiens, биосоциальное существо, одновременно принадлежащее миру природы и общественному миру.
ИНДИВИД - это отдельный представитель человеческого рода, природное су-щество.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразие, совокупность специфических качеств и отличительных, неповторимых свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида.
ЛИЧНОСТЬ - как понятие несет в себе отражение социальной сущности чело-века; оно обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных спо-собностей и выполняемых им социальных функций.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения личностью образцов поведения общест-ва и группы, их ценностей, норм, установок.
ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ - внутренние душевные состояния, отражающие уст-ремленность к определенным духовно-нравственным и эстетическим идеалам.
ЦЕННОСТЬ - это положительная значимость явления; продукт духовной куль-туры, идеальное средство выражения коренных целей, идеалов, потребностей и интересов человека.
ИДЕАЛ - понятие, выражающее высший критерий ценностей, совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека. Прообраз желанной действи-тельности, образ высшего совершенства.
ТВОРЧЕСТВО - деятельность людей, направленная на создание принципиаль-но нового качества, ценностей культуры.
СВОБОДА - одна из философских категорий, характеризующих сущность че-ловека и его существование. Состоит в возможности человека по собственным основаниям и желаниям осуществлять выбор решения, поступка, линии пове-дения, быть независимым от внешнего принуждения.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - общество на опреде-ленной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой се-мьи.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов; собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения личностно-общественного богатства. Это - конкретно-историческая совокупность культурных ценностей и достижений.
КУЛЬТУРА - в широком смысле это понятие означает совокупность ценностей, достижений и творчества народа или группы народов. Культура как историче-ский процесс творческого самосозидания человеком своей общественной и личностной действительности, как путь к высотам человеческой свободы.
НООСФЕРА (от греч. “ноос” - разум) - “сфера разума”, формирующаяся в ре-зультате синтеза научной, технической, культурной деятельности человека и естественных природных процессов. Она возникает на основе биосферы как ее продолжение и потому ставит своей целью ее сохранение на благо человека.
КОЭВОЛЮЦИЯ - совместная эволюция биосферы и общества, призванная обеспечить возможность их дальнейшего развития и гармонического сосущест-вования.
ЭКОЛОГИЯ - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания.
ИСКУССТВО - специфическая форма духовного эстетического освоения мира человеком, в которой формируются и развиваются его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
МОРАЛЬ - регуляция поведения посредством идеалов жизни, признание гума-низма, честности, сохранение чести, достоинства человека, нравственных норм. Мораль опирается на внутренний механизм самоорганизации - совесть, на по-ведение личности, на народные традиции. Морали присуща общественная сущ-ность, которая специфически проявляется в различных социальных и группо-вых общностях людей.
НРАВСТВЕННОСТЬ - сфера реализации моральных идеалов и принципов лич-ности и социальных общностей. Нравственная свобода и совершенство дости-гаются, когда общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами. Это область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходяще-го в склонность и добровольное побуждение творить добро.
РЕЛИГИЯ - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее пове-дение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в су-ществование Бога, как всемогущественной сверхъестественной силы, вопло-щающей в себе лучшие духовные и нравственные качества человека.
ПРАВО - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей; определяет меру свободы людей и гарантии этой свободы.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - тип государства, в котором функционирует ре-жим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым соци-альным контролем политики и власти.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - включает наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общест-ва, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосо-гласования их интересов и т.д.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - достигнутый обществом и человеком уровень представлений о добре, зле, чести, справедливости, долге и т.д. Эти представ-ления и нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явле-ния.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - включает в себя эстетические ценности (пре-красное. возвышенное, трагическое и т.д.), способы их создания и потребления.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - содержит новые ценности и способы произ-водственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы.
“ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО” - или “общество, основанное на знани-ях”, где важнейшую роль в производстве и использовании знаний будет играть автоматизированная переработка информации, которая рассматривается как стратегический ресурс развития общества.
ВОЛЮНТАРИЗМ - признание примата воли над другими проявлениями духов-ной жизни человека, включая мышление; в социально-политической практике - попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно решать проблемы жизни общества.
ФАТАЛИЗМ - философское воззрение, утверждающее неотвратимость единст-венно возможного развертывания событий, что исключает свободу выбора и случайность.

Контрольные задания

Выбор темы реферата для студентов 3-х летнего срока обучения осуще-ствляется в соответствии с первой буквой фамилии студента (см. таблицу). Для каждого студента предлагаются пять вариантов; в каждом варианте две темы реферата. Например, если Ваша фамилия на букву “К”, то Вы можете взять лю-бой из вариантов: 2, 8, 14, 20, 26 и выбрать одну из двух предлагаемых в вари-анте тем реферата. Выбор варианта контрольного задания для студентов 4-х и 6-ти летнего сроков обучения осуществляется так же в соответствии с первой буквой фамилии студента (см. таблицу). Для каждого студента предлагаются пять вариантов. Например: Если Ваша фамилия на букву “И”, то Вы можете взять любой из вариантов: 1, 7, 13, 19 или 25 и дать ответ на два вопроса данно-го варианта.

Темы рефератов (для студентов 3-х и 6-х летнего срока обучения)

Вариант 0.
1. Понятие мировоззрения и его содержание.
2. Концепция информационного общества и перспективы развития человечест-ва.

Вариант 1.
1. Мифология как исторический тип мировоззрения.
2. Концепция устойчивого развития российского общества и проблемы станов-ления ноосферной цивилизации.

Вариант 2.
1. Специфика философии как мировоззрения.
2. “Римский клуб” о глобальных проблемах человечества.

Вариант 3.
1. Структура философского знания.
2. Проблема коэволюции природы и общества. Биосфера и ноосфера.

Вариант 4.
1. Предмет философии, ее функции и роль в культуре.
2. Религия как тип мировоззрения, как форма общественного и индивидуально-го сознания.

Вариант 5.
1. Социально-этические взгляды Конфуция.
2. Эстетическое как философская категория. Роль искусства в развитии обще-ства и формировании личности.

Вариант 6.
1. Плодотворность связи философии и науки.
2. Общечеловеческая сущность морали. Нравственная культура.

Вариант 7.
1. Философская концепция человека в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).
2. Смысл жизни, назначение человека. Счастье как философско-этическая кате-гория.

Вариант 8.
1. Этические взгляды Аристотеля.
2. Философская концепция человека. Природный индивид, личность, индиви-дуальность.

Вариант 9.
1. Философия эпохи Возрождения.
2. Свобода как социально-философская категория.

Вариант 10.
1. Эмпиризм в европейской философии XVII-XVIII вв.
2. Проблема смысла исторического процесса.

Вариант 11.
1. Рационализм в европейской философии XVII-XVIII вв.
2. Культура как социально-философская категория.

Вариант 12.
1. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и чело-веке.
2. Проблема периодизации исторического процесса. Общественная формация и цивилизация.

Вариант 13.
1. Классическая немецкая философия (Кант и Гегель).
2. Движущие силы общественного развития.

Вариант 14.
1. Антропологический материализм Фейербаха.
2. Общество как предмет философского осмысления.

Вариант 15.
1. Философские взгляды Н.А.Бердяева.
2. Научные и вненаучные формы знания.

Вариант 16.
1. Философский антропологизм Н.Г.Чернышевского.
2. Проблема истины и ее критериев.

Вариант 17.
1. Философское направление позитивизма и неопозитивизма.
2. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении.

Вариант 18.
1. Философия жизни как направление европейской философии XIX-XX вв.
2. Единство исторического и логического как метод познания.

Вариант 19.
1. Социально-философские взгляды М.Вебера.
2. Истина как процесс: абсолютное и относительное в истине.

Вариант 20.
1. Человек и культура в философии Э.Фромма.
2. Диалектическое отрицание.

Вариант 21.
1. Философия экзистенциализма (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр).
2. Эволюция, коэволюция и революция как категории диалектики.

Вариант 22.
1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия.
2. Диалектика количественных и качественных изменений.

Вариант 23.
1. Категория “материя” в системе философского мировоззрения.
2. Антагонизм, конфликт, равновесие, гармония как категории диалектики.

Вариант 24.
1. Философские категории движения, пространства, времени.
2. Категория сознания. Идеальное как субстанция. Проблема бессознательного.

Вариант 25.
1. Философская концепция развития. Основные принципы и категории диалек-тики.
2. Целостность как принцип диалектики.

Вариант 26.
1. Диалектическая идея саморазвития.
2. Универсальная взаимосвязь явлений и принцип детерминизма.

Вариант 27.
1. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе раз-вития мировой цивилизации.
2. Наука в системе духовной культуры общества.

Вариант 28.
1. Структура, формы и функции практики в процессе познания.
2. Современная научно-технологическая (информационная) революция и ее со-циальные последствия.

Вариант 29.
1. Философия русского космизма (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский).
2. Основные формы теоретического мышления: идея, концепция, теория.

5.3 Основные требования к ответам на вопросы контрольного задания (для студентов 4-х и 6-ти летнего сроков обучения).
Ответы на вопросы должны быть лаконичны, конкретны, аргументиро-ваны. Для более полного ответа на поставленные вопросы необходимо изучить соответствующий раздел по учебнику, пособию, рекомендуемую литературу, Контрольное задание (ответы на вопросы) выполняется в школьной тетради. Ее объем должен быть около 20 страниц рукописного текста. Контрольное задание должно быть отправлено в институт в сроки, установленные деканатом. Сту-дент, не выполнивший контрольное задание, к экзаменационной сессии не до-пускается.

5.4 Варианты контрольных заданий (для студентов 4-х и 6-ти летнего сроков обучения).

Вариант 0.
1. Дайте сравнительную характеристику религиозного и философского миро-воззрения?
2. Что такое искусство? Раскройте роль эстетических ценностей в жизни лично-сти.

Вариант 1.
1. Что такое мировоззрение? Раскройте специфику мифологического, религиоз-ного и философского типов мировоззрения.
2. Охарактеризуйте понятие “нравственная культура”.

Вариант 2.
1. Раскройте основные функции философии.
2. Раскройте сущность морали, ее роль в жизни личности и общества.

Вариант 3.
1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории?
2. Охарактеризуйте сущность концепции ноосферы В.И.Вернадского и ее роль в становлении современной российской цивилизации.

Вариант 4.
1. Назовите основные разделы философского знания и охарактеризуйте их.
2. Раскройте особенности взаимодействия общества и природы в условиях со-временной цивилизации.

Вариант 5.
1. Как Вы понимаете смысл положения Протогора: “Человек есть мера всех ве-щей”?
2. Дайте характеристику глобальных проблем современности и основных путей их решения.

Вариант 6.
1. В чем особенности сократовского метода философствования?
2. Охарактеризуйте содержание философской категории “свобода”.

Вариант 7.
1. Что означает понятие “идея” в философии Платона? Раскройте значение пла-тоновского учения об идеях.
2. Дайте характеристику основных сфер общественной жизни, раскройте их взаимосвязь.

Вариант 8.
1. Изложите основные положения концепции государства у Платона.
2. В чем сущность культуры как фундаментальной категории философии и ее роль в жизни общества и личности.

Вариант 9.
1. Охарактеризуйте суть схоластического способа мышления в эпоху средневе-ковья. Как решалась в эту эпоху проблема соотношения веры и разума?
2. Раскройте содержание понятий “общественно-экономическая формация”, “цивилизация”. Приведите основание для необходимости объединения соци-ального, экономического и цивилизационного подхода к обществу.

Вариант 10.
1. Изложите основные идеи философии эпохи Возрождения.
2. Раскройте содержание понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Что означает понятие “социализация”?

Вариант 11.
1. Ф.Бэкон выделил 4 вида призраков (идолов), препятствующих познанию ис-тины, создающих у человека ложные представления. Охарактеризуйте их.
2. Дайте характеристику основных форм рационального познания.

Вариант 12.
1. Дайте сравнительный анализ терминов “рационализм” и “эмпиризм”.
2. Дайте характеристику основных форм чувственного познания.

Вариант 13.
1. Какие проблемы находились в центре философского внимания в XVII в. и как они решались?
2. Раскройте структуру, формы и функции практики в процессе познания.

Вариант14.
1. Какие теоретические представления о человеке выработали философы эпохи Возрождения?
2. Раскройте содержание понятий “истина”, “объективная истина”, “абсолютная истина”, “относительная истина”, “конкретность истины”.

Вариант 15.
1. Охарактеризуйте этические взгляды Аристотеля.
2. Раскройте значение философских терминов “агностицизм”, “скептицизм”.

Вариант 16.
1. Назовите основные черты философии эпохи Просвещения. Почему эта эпоха так названа?
2. Дайте сравнительную характеристику понятий “революция”, “эволюция”, “прогресс”, “регресс”.

Вариант 17.
1. Охарактеризуйте категорический императив Канта.
2. Дайте характеристику метода восхождения от абстрактного к конкретно-всеобщему в теоретическом мышлении.

Вариант 18.
1. Поясните смысл суждения философа XVII века Р.Декарта: “Я мыслю, следо-вательно, существую”.
2. Дайте характеристику философских понятий “причина” и “следствие”.

Вариант 19.
1. Охарактеризуйте основные идеи философии Л.Фейербаха.
2. Дайте характеристику философских понятий “необходимость” и “случай-ность”.

Вариант 20.
1. Раскройте смысл и значение понятия “вещь в себе” в философии И.Канта.
2. Дайте характеристику философских понятий “форма” и “содержание”.

Вариант 21.
1. Раскройте основное содержание философии Ф.Ницше.
2. Дайте характеристику философских категорий сущность и явление.

Вариант 22.
1. Раскройте сущность абсолютного идеализма Гегеля и его диалектической методологии.
2. Дайте характеристику философских категорий единичное, особенное, общее (всеобщее).

Вариант 23.
1. Раскройте содержание понятия “пантеизм”. Кто из крупнейших философов Нового времени придерживался этой позиции.
2. Дайте характеристику основных законов диалектики.

Вариант 24.
1. В русской философии XIX века сложились две концепции пути развития России: славянофильство и западничество. Охарактеризуйте их.
2. Охарактеризуйте структуру сознания.

Вариант 25.
1. Назовите основные идеи философии В.Соловьева.
2. Дайте философское определение сущности сознания.

Вариант 26.
1. Назовите основные положения “философии свободы” Н.Бердяева.
2. Дайте характеристику движения как способа существования материи и ее ос-новных атрибутов: пространства и времени.

Вариант 27.
1. Раскройте соотношение понятий “сущность” и “существование” в филосо-фии экзистенциализма.
2. Дайте характеристику основных форм движения материи.

Вариант 28.
1. Раскройте сущность материалистического понимания истории.
2. Раскройте сущность понятия “материя”.

Вариант 29.
1. Что такое бессознательное в психоаналитической теории Фрейда?
2. Раскройте содержание философской категории “бытие”.


E-mail: sos011@yandex.ru

Hosted by uCoz
Rambler's Top100
Союз образовательных сайтов Яндекс цитирования