КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Студенты каждой из специализаций, изучающие дисциплину "Исследование систем управления", должны выполнить в соответствующем семестре, указанном в учебном плане, одно контрольное задание в виде реферата. Его подготовка и защита является одной из форм закрепления и контроля знаний, получаемых студентами в процессе самостоятельной работы.
Реферат по данному курсу должен быть подготовлен студентом самостоятельно и носить творческий характер, приближаясь к научному исследованию. При этом исполнитель может выбирать его тему из предложенной ниже тематики самостоятельно, учитывая при выборе темы специфику учебной специализации, по которой он проходит обучение. Кроме этого следует принимать во внимание свои научные и профессиональные интересы, связывая содержание реферата с задачами конкретной организации (например, той , где работает студент).
В обоснованных случаях тема может быть избрана студентом вне тематического списка рефератов, но в любом случае она должна быть связана с вопросами исследования систем управления.
Примерная тематика рефератов
1. Классификация и характеристика видов исследования систем управления.
2. Теоретические методы исследования и их использование в практике системного управления.
3. Эмпирические методы исследования и их использование в практике системного управления.
4. Теоретико-эмпирические методы исследования и их использование в практике системного управления.
5. Прогностический анализ системы управления и его практическое применение.
6. Диагностический анализ и его практическое применение при совершенствовании систем управления.
7. Методы и организация экспресс-диагностики на предприятии.
8. Детальный анализ и его использование в практике системного управления.
9. Функционально-стоимостной анализ в исследованиях систем управления.
10. Параметрический метод в исследованиях систем управления.
11. Корреляционный метод и его использование при исследованиях систем управления.
12. Метод структуризации целей в исследованиях систем управления.
13. Графические и номографические методы исследования и их использование в практике системного управления.
14. Нормативные методы и их практическое использование в исследованиях систем управления.
15. Стадии, этапы и методика проведения исследования систем управления.
16. Организация исследования системы управления на предприятии.
17. Оценка эффективности исследований систем управления.
18. Системный анализ в исследованиях систем управления.
19. Классификация методов исследования систем управления по его стадиям.
20. Математические методы и их применение в практике исследования систем управления.
21. Характеристика и использование экспертных методов в исследовании систем управления
22. Использование ситуационного подхода при исследовании систем управления.
23. Методология определения целей и задач системы управления
24. Исследование и выбор стратегических позиций организации.
25. Исследование системы качества.
26. Исследование процессов управления маркетингом.
27. Маркетинговые исследования в системах управления.
28. Исследование подсистемы поставок продукции.
29. Исследование подсистемы регулирования затрат и управления ресурсами.
30. Исследование подсистемы развития производства и совершенствования управления.
31. Исследование стратегии развития организации.
32. Исследование тенденций развития организаций.
33. Исследование подсистемы управления социальным развитием коллектива организации.
34. Исследованием подсистемы управления охраной окружающей среды.
35. Анализ организации основного производства.
36. Анализ подсистемы производственного руководства.
37. Анализ технического руководства.
38. Анализ экономического руководства.
39. Исследование финансовой деятельности.
40. Исследование внешнеэкономических связей.
41. Анализ управления персоналом.
42. Исследование подготовки и переподготовки персонала.
43. Исследование творческой деятельности персонала.
44. Методы оценки управленческого персонала.
45. Исследование функций управления как элемента системы управления.
46. Исследовательско-аналитическая работа по продвижению товаров на рынки сбыта.
47. Исследование организационной структуры управления
48. Выбор типа организационной структуры управления.
49. Формирование функций и выбор организационной структуры управления маркетингом.
50. Содержание и особенности маркетинговых исследований в системах управления.
51. Исследование подсистемы информационного обеспечения системы управления.
52. Исследование подсистемы технического обеспечения системы управления.
53. Исследование математического обеспечения системы управления.
54. Исследование кадрового обеспечения системы управления.
55. Исследование психологического климата в организации.
56. Исследование технологии управления как элемента системы управления
57. Исследование методов организации управления как элемента системы управления.
58. Исследование подсистемы делопроизводственного обеспечения системы управления.
59. Исследование организации и ведения нормативного хозяйства в системе управления.
60. Исследование подсистемы правового обеспечения системы управления.
61. Исследование подсистемы хозяйственного обслуживания системы управления.
62. Исследование рисков при принятии управленческих решений.
63. Исследование потенциала организации.
64. Исследование процессов управления конкурентоспособностью организации.
65. Исследование инвестиционного потенциала предприятия.
66. Исследование и выбор путей снижения рисков потери управляемости организации.
67. Исследование инвестиционного климата в организации.
При подготовке реферата студенту предварительно следует подобрать различные литературные, периодические, нормативные и другие источники и материалы, систематизируя и обобщая при этом нужную информацию по теме. При недостаточности знаний по исследованию систем управления, смежных и связанных с ней дисциплин надо оперативно их восполнить.
Необходимо использовать творческий подход к использованию собранной информации, критически оценивая отражаемые в источниках сведения и данные. Представляется важным раскрыть не только теоретическое состояние дел по рассматриваемому вопросу, а на примерах конкретной организации дать его решения с обоснованием прогрессивных и перспективных направлений совершенствования.
Оформление рефератов следует осуществлять, в целом, в максимальной мере по правилам, используемым при подготовке отчетов о научно-исследовательских работах. При наличии в материалах реферата документов на автоматизированные рабочие места, программные продукты и т.п. их оформление должно удовлетворять требованиям соответствующей нормативно-технической и нормативно-методической документации.
При использовании в материалах реферата информационных источников на них целесообразно делать ссылки по тексту с указанием номера источника по "Списку использованных источников".
Общие требования к рефератам:
логическая последовательность и четкость изложения материала;
краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
убедительность аргументации;
конкретность изложения материала и результатов работы;
информационная выразительность;
достоверность;
достаточность и обоснованность выводов.
Структурно в реферат в общем случае должны входить:
• титульный лист;
• аннотация;
• содержание (оглавление);
• перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов;
• основная часть;
• заключение;
• приложения;
• список использованных источников.
Титульный лист является первым листом (страницей) реферата и оформляется по образцу.
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Анализ - всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого исследования; функция управления. Как функция управления анализ представляет собой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включающий творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфических свойствах рассматриваемого объекта. Как правило, это осуществляется с целью определения трудностей и противоречий, движущих сил и возможностей и целесообразных путей его развития и совершенствования.
Анализ экономический - совокупность методов получения и обработки экономической информации о хозяйственной деятельности организаций различных подразделений, позволяющей определить закономерности и связи между экономическими явлениями и процессами, обеспечить научно-обоснованную оценку результатов работы и выявить резервы повышения качества и эффективности их функционирования.
Жизненный цикл продукции - совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилизации или уничтожения включительно.
Исследование - научный труд; научное изучение. Основными компонентами исследования являются:
 постановка целей и задач;
 предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения;
 формулировка исходных гипотез;
 планирование и организация экспериментов;
 проведение эксперимента;
 анализ и обобщение полученных результатов;
 проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
 окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Прикладные исследования, как правило, включают этап внедрения полученных результатов.
Качество исследования - определенная совокупность свойств исследования, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования.
Критерий - признак, на основе которого производится определение, оценка или классификация какого-либо явления, процесса и т.п.
Методические положения исследования - строго последовательные, систематические, точно сформулированные и следующие плану научно обоснованные утверждения по выполнению исследовательских процедур и операций.
Метод - система правил и приемов изучения явлений; способ теоретического исследования и практического осуществления чего-то; путь исследования; теория, учение - совокупность приемов или операций теоретического или практического исследования действительности; способ достижения целей.
Методологические положения исследования - научные обоснованно сформулированные утверждения о принципах, методах, способах и формах исследовательской работы.
Методология - учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Методы управления - способы осуществления управленческой деятельности, воздействия на управляемые объекты с целью достижения поставленных целей.
Методы исследования - совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.
Подсистема целевая - неотъемлемая составная часть системы управления, обеспечивающая комплексность управления для достижения одной из основных целей деятельности предприятия путем интеграции и координации выполнения, необходимых для этого конкретных (специальных) функций управления.
Подсистема функциональная - неотъемлемая часть системы управления, обеспечивающая выполнение соответствующей конкретной (специальной) функции управления для достижения основных целей деятельности предприятия.
Подсистема обеспечивающая - неотъемлемая составная часть системы управления, обеспечивающая правомочность, обоснованность, полноту и своевременность управления.
Продукция конкурентоспособная - продукция, обладающая высокими потребительскими, организационно-экономическими и социально-психологическими свойствами, способная выдержать на рынке в определенный период времени соперничество, обеспечить относительно аналогичной продукции конкурентов повышенный спрос и преимущества при ее сбыте.
Система управления - совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и подсистем управления, взаимодействующих между собой для достижения главной и основных целей деятельности предприятия. Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления.
Системный анализ - совокупность методов и средств, позволяющих исследовать систему управления в целом и на основе результатов этого исследования обосновать управленческие решения, в том числе непосредственно по совершенствованию системы управления. Системный анализ предполагает четкое вычленение системы управления и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры системы), определение целей функционирования и развития системы, ее внутренней структуры, изучение и анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также связей с другими системами. Более полно методология системного анализа вытекает из системного подхода к исследованию систем управления.
Стратегия исследования - общий план правил и направлений ведения исследовательской работы для достижения определенных целей познавательной деятельности.
Цель исследования - желаемый новый исследовательский результат состояния объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.
Эксперимент - совокупность операций, воздействий и (или) наблюдений, направленных на получение информации об объекте исследования.
E-mail: sos011@yandex.ru
|