|
Методические указания к выполнению
контрольных заданий.
Контрольное задание должно выполняться в программных продуктах разработки фирмы “1C” таких, как “1C-Бухгалтерия - Проф, версия 6.0 “, либо “1C-Бухгалтерия, версия 7.7”. Выбор программного продукта определяется студентом. Работа над контрольным заданием начинается с определения со-держания бухгалтерских операций, отражающих суть хозяйственных ситуаций, предложенных студенту в контрольном задании.
Необходимо предусмотреть возможность использования автоматизиро-ванного ввода хозяйственных операций в режиме ”от документа” и в режиме “Типовые операции” в программах “1C:Бухгалтерия, версия 7.7” (тема 2,4) и “1C-Бухгалтерия- Проф, версия 6.0“ (тема1). При работе в режиме “от доку-мента” определяются первичные документы, сопровождающие хозяйственную операцию, осуществляется формирование документов и их печать, в том числе и в режиме “ввести на основании”, и проведение документов. Формирование проводок в режиме “от типовой операции” возможно с использованием гото-вой формы шаблона либо разработки шаблона, относящегося к данной хозяйст-венной операции. Работа в режиме типовых операций предусматривает автома-тическое формирование проводок.
Операции введенные “вручную”, непосредственно попадают в журнал хо-зяйственные операций, и соответственно в журнал проводок (тема 3) . Ввод входящих остатков может осуществляться либо “вручную”, либо в режиме “от типовой операции”. По каждой проводке во всех режимах необходимо преду-смотреть организацию аналитического и количественного учета. Действия над объектами метаданных, в том числе и над планом счетов, видами субконто, константами, справочниками и документами, приведены в данном методиче-ском материале ( теме 5).
Далее студент должен провести формирование отчетности по хозяйст-венным операциям, введенным в журнал операций, с учетом возможностей программы и требований контрольного задания.
По вопросам справочно - информационного регулирования вопросов бух-галтерского учета обращаться к системе “Консультант плюс» (тема 6) .
Вопросы для повторения и самоконтроля
1. В чем заключается автоматизация ввода хозяйственных операций. Перечис-лите основные режимы работы в программе “1C-Бухгалтерия, версия 7.7”, по-зволяющие автоматизировать ведение учета?
2. По каким разделам бухгалтерского учета и с использованием каких докумен-тов выполняется автоматизация ввода хозяйственных операций в режиме “от документа”?
3. Какие реквизиты являются обязательными при заполнении документа, что из себя представляет структура документа, понятие шапки и табличной части до-кумента, какие элементы по формированию документов определяются в про-цессе настройки конфигуратора?
4. Порядок формирования документов “ ввести на основании” и подчиненных документов?
4. Определите порядок проведения документа?
5. В каких журналах сохраняются сформированные документы, и хозяйственн-ные операции по ним, структура журнала, служебная колонка в журнале доку-ментов?
6. В чем заключается автоматизация ведения бухгалтерского учета в режиме от “типовой операции”, этапы по созданию и использованию шаблона типовой операции?
7. Определить порядок создания шаблона в режиме настройки типовых операций?
8. Как используются математические формулы, бухгалтерские процедуры и функции, команды по формированию бухгалтерских итогов и атрибуты для формирования формул типовых операций?
Тема 5 Введение в конфигурирование в программе “1C:Бухгалтерия, версия 7.7”.
Понятие конфигурируемости в системе “1C- Предприятие” и ее струк-турные составляющие. Метаданные. Иерархическая структура объектов ме-таданных в системе “1C- Предприятие”. Свойства объектов метаданных. Действия над объектами метаданных и их свойствами в режиме конфигуратора. Особенности редактирования и работы с объектами метаданных типа “План счетов” в режиме “1C- Предприятие” и в режиме конфигуратора. Конфигура-ция и ее свойства. Понятие глобального модуля системы “1C- Предприятие”.
Литература:10:19-32,119-132, 325-332; 11:14-27, 333; 12:33-256, 381-385; 13:11-26, 226-232.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основной особенностью системы “1C- Предприятие” является ее конфи-гурируемость. Работа в режиме конфигуратора осуществляется при установке в окне запуска программы: Конфигуратор Конфигурация Открыть Конфи-гурацию. Открывается окно “Конфигурация”, в котором имеются три закладки: метаданные, интерфейсы, права, последние две из которых содержат средства администрирования и предназначены для решения задач интеграции и разделе-ния доступа пользователей при работе в сети персональных компьютеров.
Конфигурация в системе “1C- Предприятие” подразумевает совокупность трех взаимосвязанных частей:
• набора пользовательских интерфейсов;
• набора прав;
• структуры метаданных.
Пользовательский интерфейс включает расширенное системное меню и панели инструментов, настроенные на работу пользователя с той информацией, доступ к которой разрешен его набором прав. Для каждого пользователя может быть создан индивидуальный пользовательский интерфейс, например, для ад-министратора, менеджера или продавца.
Права определяют полномочия пользователя при работе с интерфейсом. Совокупность предоставляемых пользователю прав определяется кругом его обязанностей. Права могут быть заданы в достаточно широких пределах – от возможности только просмотра документов до полного набора прав по вводу, просмотру и корректировке документов.
Метаданные - этот термин обозначает “данные о данных”. Все данные, с которыми приходится оперировать в процессе конфигурирования являются ме-таданными. Доступ к структуре метаданных: Конфигурация  Открыть Кон-фигурацию  Метаданные. Структура метаданных представлена в виде дерева и позволяет просматривать и редактировать характеристики всех типов данных. Корневые ветви дерева объединяют объекты метаданных, логически связанные между собой и имеющие общее назначение. Знак “+” расположенный на дере-ве, указывает на узел дерева и обозначает, что эту ветвь можно развернуть и получить доступ к нижележащим уровням.
Метаданные в системе “1C- Предприятие” представляют совокупность объ-ектов метаданных, настроенных на хранение и обработку информации о хозяйст-венной деятельности предприятия. Фирма “1C” поставляет программу “1C-Бухгалтерия 7.7” в типовой конфигурации, которая определяется конкретным на-бором объектов метаданных. Конкретный набор объектов метаданных примени-тельно к системе “1C- Предприятие” и их краткая характеристика приведен ниже:
• константы – постоянные или условно-постоянные величины;
• справочники – списки однородных элементов данных;
• документы – служат для ввода информации о совершенных хозяйственных операциях;
• журналы документов– списки объектов данных типа “Документ”;
• перечисления – списки значений данных, задаваемых на этапе конфигуриро-вания (элементы затрат, статьи издержек, налоги, резервы, целевые поступле-ния, фонды по ЗП и др.);
• отчеты- средства получения сводной и итоговой информации;
• обработка - служит для выполнения различных действий над информацией, заключенной в информационных базах. Объекты данных типа “Отчет” и “Об-работка” представляют собой алгоритмы обработки информации на внутреннем языке системы “1C- Предприятие”;
• планы счетов – содержат список счетов предпрятия;
• виды субконто - списки объектов аналитического учета;
• операция – средство отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций;
• проводка – бухгалтерские проводки. Используются только совместно с объ-ектами данных “Операция”.
Каждый объект метаданных обладает уникальным набором свойств. На-бор свойств объекта метаданных определяется, в основном, его назначением в системе “1C- Предприятие”. Для редактирования свойств объекта метаданных в Конфигураторе используются диалоги 2-х типов: палитра свойств и окно ре-дактирования. Свойства в палитре свойств для каждого объекта метаданных объединены в несколько групп при этом обязательно присутствует группа “Общие” и почти всегда группа “Дополнительные”.
Набор свойств объекта метаданных для группы “Общие” представлен ниже:
Идентификатор - идентификатором называется краткое наименование объекта метаданных. Идентификатор представляет собой строку длиной не бо-лее 128 символов, состоящую из букв цифр и знаков препинания. Идентифика-тор не должен начинаться с цифры и содержать пробелы.
Синоним – синоним идентификатора. Синоним не имеет ограничений на использование символов.
Комментарий – служит для расшифровки идентификатора объекта мета-данных. Комментарий представляет собой произвольную строку символов и содержит текст, раскрывающий смысл идентификатора.
Тип значения – основным свойством метаданных является тип значения, которое может принимать объект. Базовые типы значений “строка”, “число”, ”дата” - значения, которые могут принимать объекты метаданных, и, соответст-венно отображаются произвольной строкой символов, числом или датой. Неко-торые объекты метаданных сами являются типообразующими, т.е. могут обра-зовывать типы значений для других объектов метаданных. Такими объектами в системе “1C- Предприятие” являются: справочники, документы, перечисления, бухгалтерские счета, планы счетов, виды субконто, виды расчетов, календари.
Длина и точность значения – это свойство задает количество позиций, отводимое в информационной базе для хранения значения объекта метаданных.
Набор свойств объекта метаданных для группы “ Дополнительные ” представлен ниже:
Разделять триады - разделяет триады при показе числового значения объекта метаданных. Это свойство доступно для редактирования только для объектов метаданных с типом значения “число”.
Неотрицательный – проходит автоматическая проверка, чтобы в качест-ве значения объекта метаданных было указано только неотрицательное число. Это свойство доступно для редактирования только для объектов метаданных с типом значения “число”.
Периодический - указывает на хранение истории изменения значений ре-квизита по датам. Подобное свойство, например, позволяет организовать хра-нение истории изменения курсов в справочнике валют (свойство присуще объ-екту метаданных справочник ).
Отбор по реквизиту – появляется возможность просматривать только те элементы справочника, которые имеют заданное значение реквизита ( свойство присуще объекту метаданных справочник).
Если типовая конфигурация не являются исчерпывающей, то в этом случае возникает необходимость перенастройки конфигурации системы. Изменение конфигурации позволяет программные продукты системы “1C- Предприятие” адаптировать к любым особенностям учета на конкретном предпрятии. В неко-торых случаях такая разработка может быть выполнена специалистами предпри-ятия франчайзинговой сети фирмы “1С” или силами сотрудников организации, в которой установлена система. Тогда типовая конфигурация, входящая в состав программных продуктов “1C- Предприятие”, может быть взята за образец для создания конфигурации, ориентированной на особенности учета конкретной ор-ганизации. Некоторые возможности по изменению конфигурации системы “1C-Бухгалтерия 7.7”, доступные для пользователя, изложены ниже.
Управление большинством объектов метаданных выполняется в окне “ Конфигурация” закладка “Метаданные”. В режиме “Конфигуратора” можно создавать, редактировать и удалять объекты метаданных. Действия выполняют-ся в следующей последовательности:
 в дереве метаданных выделяется тип объекта метаданных, который должен быть у создаваемого объекта;
 нажатием правой клавиши мыши (ПрКлМ) вызывается контекстное меню;
 новая (пункт контекстного меню)  свойства  редактирование свойств объекта метаданных в палитре свойств;
 редактировать (пункт контекстного меню)  окно редактирования  ре-дактирование всех свойств объекта метаданных в окне редактирования.
 выделение объекта метаданных, который предполагается удалитькл DEL
Окно редактирования характеризуется тем, что в нем доступны сразу все редактируемые свойства объекта метаданных и используются в основном для редактирования агрегатных объектов метаданных – справочников, документов, журналов и т.п. Форма самого окна редактирования и состав редактируемых свойств зависят от типа объекта метаданных. Особенности редактирования свойств объектов метаданных типа “План счетов” с учетом приемов, которые были изложены выше, в режиме конфигуратора приведены ниже:
 В системе “1C- Предприятие” может быть несколько планов счетов и учет по всем планам счетов можно вести одновременно.
 Система “1C-Бухгалтерия 7.7” задает “Основной план счетов” “по умолчанию”.
 Свойства планов счетов задают общие характеристики поведения планов счетов.
 Для редактирования используется окно редактирования “Плана счетов”. Изме-нения, вносимые в этом окне редактирования, действуют на все планы счетов.
 К свойствам планов счетов относятся максимальная длина кода счета (огра-ничена 255 символами), длина наименования счета, планы счетов (перечень ра-бочих планов счетов), реквизиты счета, количественный учет только по анали-тике, основной план счетов, максимальное количество субконто (к счету может быть прикреплено до 5-ти видов субконто), валютный учет, разделитель учета.
 Редактирование плана счетов может выполняться как в режиме “Конфигура-тора”, так и в режиме “1C- Предприятие”.
 При редактировании плана счетов в Конфигураторе выполняются следую-щие операции: ввод новых счетов и субсчетов, удаление счетов и субсчетов, включение валютного и количественного учета на счете (субсчете), редактиро-вание признака счета “Активный-Пассивный”, настройка аналитического учета.
 Операции со счетами, выполненные в конфигураторе, не доступны приме-нительно к тем же счетам в сеансе работы в режиме “1C- Предприятие”.
 К специфическим свойствам плана счетов относится шаблон кода. Шаблон кода представляет собой символьную строку состоящую из символов, например, ##.#.###, которая означает, что код счета первого уровня состоит из двух символов, субсчета 2-го и 3-го уровня состоят соответственно из одного и трех символов.
 Для любого счета задается ряд свойств: признак ведения на счете валютного и количественного учета, признак забалансового счета, признак актив-ный/пассивный.
Конфигурация имеет свои свойства, которые можно редактировать, ис-пользуя идентификатор конфигурации, расположенный у корня дерева мета-данных. Управляющие элементы закладки “Общие” предназначены для редак-тирования идентификатора, синонима и комментария конфигурации. Управ-ляющие элементы закладки “Задача” служат для установки общих свойств конфигурации: основной язык, округление, разрешить непосредственное уда-ление объектов (отключается механизм контроля ссылочной целостности).
Глобальный модуль, состоящий из процедур и функций, автоматически запускается при старте системы в момент загрузки конфигурации. Выход на глобальный модуль осуществляется по схеме: Конфигурация Метаданные Действия (главного меню конфигуратора) Глобальный модуль.
Процедуры и функции глобального модуля являются составной частью глобального контекста, описанного в книге “1C-Предприятие. Описание встро-енного языка”.
Вопросы для повторения и самоконтроля
1. Что подразумевается под конфигурируемостью в системе “1C- Предприятие”?
2. Чем определяется набор пользовательских интерфейсов и набор прав для пользователя?
3. Описать иерархическую структуру объектов метаданных в системе “1C- Предприятие”?
4. Определите свойства объектов метаданных “Общие” и “Дополнительные” и диалоговые средства для их редактирования в режиме конфигуратора (палитра свойств и окно редактирования)?
5. Какие действия над объектами метаданных и их свойствами возможны в ре-жиме конфигуратора?
6. В чем заключается особенность редактирования и работы с объектами мета-данных типа “План счетов” в режиме “1C- Предприятие” и в режиме конфигу-рирования?
7. Как отключить механизм контроля ссылочной целостности данных при рабо-те со свойствами конфигурации?
8. Как используются процедуры и функции, входящие в состав глобального мо-дуля системы “1C- Предприятие”?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Работа в области бухгалтерского учета и аудита в настоящее время пред-полагает постоянное взаимодействие с большими объемами непрерывно изме-няющейся информации. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ. Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, которые по своей значимости можно свести к 4-х уровневой схеме.
Существующая система нормативно - правового регулирования бухгал-терского учета в РФ представлена в таблице:
Количество информации, поступающее из источников всех уровней к бухгалтеру, таково, что создание справочно- информационных систем в начале 90-х годов стало насущной необходимостью. На сегодняшний день успешно действующими в области бухгалтерского учета справочно - информационными системами являются “Консультант плюс”и “Гарант” . По курсу “Информаци-онные бухгалтерские системы” программой ГУУ предусмотрено преподавание справочно - информационной системы “Консультант плюс” для студентов IV курса кафедры “Бухгалтерского учета и аудита”.