Диссертация, диплом, курсовая, реферат заказ по т. (495) 518-23-69

Учебная программа и контрольные задания " ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ "

Деловая страница

Целью курса “Инновационный менеджмент” является формирование у студентов - будущих специалистов области государственного и муниципального управления, теоретических знаний в области экономики инноваций и освоение практических навыков решения проблем в области организации и управления процессами создания и коммерциализации инноваций. Знания, полученные студентами в процессе обучения позволят решить следующие задачи: освоить категории и практические возможности теории инноватики; приобрести навыки анализа инновационного потенциала территории и предприятий, расположенных на ней и на этой основе выявлять новые, ранее неизвестные и скрытые возможности успешной инновационной деятельности; освоить и применять методы организации и управления инновационной деятельностью; разрабатывать и обосновывать инновационные проекты продвижения новых продуктов, технологий, услуг в научно-технических, промышленных, финансовых и коммерческих сферах.
Дисциплина «Инновационный менеджмент» предназначена для подготовки специалистов высшей квалификации в области принятия широкого спектра решений по организации разработки и внедрения нововведений на всех стадиях жизненного цикла инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки и сопровождения.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина «Инновационный менеджмент» является обобщающей, завершающей профес¬сиональную подготовку по данной специальности. Изучение данной дисциплины должно способствовать достижению целей обучения и подготовки специалистов в области государственного и муниципального менеджмента, поэтому материалы программы взаимоувязаны с содержанием всех других дисциплин данной специальности с учетом особенностей их специализаций. Однако для наиболее эффективного освоения знаний и приобретения практических навыков инновационного менеджмента студенты должны иметь достаточную подготовку как в области общих социально-экономических и общих математических, естественнонаучных дисциплин, так и в области общепрофессиональных дисциплин.
Программа дисциплины ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам учебного плана для специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление".
В ходе изучения дисциплины углубляются теоретические, методические и практические знания, полученные студентами по таким дисциплинам, как «Макроэкономика», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Правоведение», «Экономика государственного и муниципального сектора», «Антикризисное управление», «Стратегический менеджмент», «Теория организации» и других.
В программе курса одиннадцать тем, сгруппированных в 3 раздела:
 представление об инновациях (нововведениях) и инновационном процессе;
 методы управления инновационной деятельностью, а так же технологии управления инновационными проектами и обоснование эффективности их инвестирования;
 государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационных процессов.

Основные задачи курса:
- определять тенденции развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;
- организовывать управление развитием организаций, предприятий и учреждений;
- разрабатывать проекты внедрения нововведений;
- создавать системы управления инновациями;
- формировать благоприятный инновационный климат и условия для адаптации организаций к нововведениям;
- принимать решения, направленные на стимулирование роста инновационной активности организаций, регионов, отраслей и экономики.
Кроме того, при изучении дисциплины студенты должны овладеть практическими приемами обоснования инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
В процессе преподавания данной дисциплины проводятся лекции и консультации. Освоение курса предполагает высокий уровень самостоятельной подготовки и групповой работы студентов, прежде всего за счет анализа конкретных ситуаций, а также подготовки эссе и рефератов по тематике курса.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами дисциплины и заключается в подготовке заданий в форме эссе и рефератов по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка.

Перечень тем эссе, рефератов

1. Разработка механизма формирования инновационной политики городов.
2. Совершенствование технической политики предприятий городского хозяйства.
3. Создание и развитие региональной сети инновационных фирм.
4. Проведение маркетингового исследования инновационного рынка.
5. Совершенствование механизма бюджетного кредитования инновационных проектов и программ.
6. Оценка и выбор инновационных проектов.
7. Совершенствование форм реализации научно-технического продукта.
8. Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в инновационную деятельность города.
9. Как осуществляется оценка затрат на инновационные проекты и определение их эффективности.
10. Разработка инновационного плана предприятия городского хозяйства.
11. Повышение роли бюджетного финансирования инновационной деятельности.
12. Совершенствование системы территориального управления инновациями.
13. SWOT-анализ стратегического плана инноваций.
14. Управление реализацией инновационных проектов.
15. Организационные предпосылки и условия внедрения нововведений (подготовка производства).
16. Совершенствование организационных структур и форм управления инновационной деятельности.
17. Нововведения в сфере организации производства.
18. Нововведения в сфере автоматизации управления.
19. Стимулирование инновационных разработок.
20. Управление исследовательскими организациями и механизм его совершенствования.
21. Разработка инновационной стратегии.
22. Разработка инновационного проекта.
23. Инновации и инновационная деятельность за рубежом.
28. Система государственной и муниципальной поддержки инновационной деятельности в России.
29. Разработка механизма формирования инновационной политики государства и региона.
30. Разработка и реализация инновационных мероприятий в городском хозяйстве.
31. Организация создания и функционирования венчурной фирмы.
32. Совершенствование научно-технической политики предприятий городского хозяйства.
33. Оценка и выбор инновационных проектов.
34. Разработка и оценка новых форм организации местного самоуправления.
35. Проектирование системы бюджетного финансирования инновационной деятельности.
36. Организация прогнозирования и планирования инновационной деятельности на государственных и муниципальных предприятиях.
37. Организация создания и функционирования территориальных инновационных фирм и центров.
38. Разработка инновационного плана муниципального образования (предприятия городского хозяйства).
39. Анализ основных направлений НТП в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Г л о с с а р и й

Новация (новшество) – новый или обновленный продукт чьей-либо творческой (новаторской) деятельности, предлагаемый потребителям (инноваторам) для дальнейшего преобразования и/или использования. Новшества могут представлять собой новые материалы, изделия, методы, технологии, организационные формы, виды деятельности, системы управления. Существует рынок новшеств (как новых товаров и новых услуг со своими рыночными параметрами).
Инновация (нововведение) – новшество, ставшее предметом инновационного процесса; новшество приобретает это новое качество и становится нововведением с момента своего распространения и принятия потребителем (инноватором) для дальнейшего преобразования и/или использования.
Инновационный процесс (ИП) – совокупность состояний инновации (новации, включенной в инновационной процесс), сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, маркетинговой и конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии, организационные формы, виды деятельности). В процессе преобразования инноваций последние проходят ряд промежуточных состояний: идея потребности, конструкторское и/или технологическое выражение идеи, экспериментальный, опытный и серийный образцы, новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология у потребителя, новый социально-экономический эффект. ИП имеет черты дискретности, непрерывности и цикличности. ИП осуществляется совокупностью участников посредством их инновационной деятельности. ИП – элемент инновационной системы.
Участники инновационного процесса – совокупность новаторов и инноваторов (отечественных и зарубежных), государственных, региональных и отраслевых учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, то есть всех субъектов инновационного процесса, играющих в нем определенную роль и выполняющих соответствующие функции.
Инновационная деятельность – совокупность действий участника инновационного процесса, имеющего определенную цель, средства достижения цели, осуществляющего свои функции соответственно своей роли в процессе и достигающего определенных результатов.
Инновационный механизм – рыночное и/или административное формирование инновационных потребностей и спроса, с одной стороны, и инновационного предложения, с другой. Выделяются рыночный, административный и смешанный механизмы. Инновационный механизм – элемент инновационной системы. Должны действовать три группы акций, воздействующих на инновационные системы: а) стимулирование предложения новшеств; б) повышение спроса на результат инновационного процесса; в) воздействие на условия, стимулирующие нововведения.
Инновационная система (ИС) – состав взаимосвязанных элементов, способных в совокупности организовать инновационный процесс и поддерживать его на требуемом уровне. ИС имеет внутреннюю и внешнюю среды, управляемую и управляющую подсистемы. Элементами ИС являются инновации, сам инновационный процесс и его участники, отношения и связи которых упорядочены организационной структурой, осуществляющие инновационную деятельность, а также инновационный механизм. ИС является предметом инновационного менеджмента.
Инновационная среда – дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение любого участника инновационного процесса, оказывающее косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. В качестве компонентов макросреды выступают научно-техническая, производственная, финансовая, экономическая, административная и правовая, природно-географическая, социальная, политическая среды. Компонентами микросреды или как часто называют, инновационной сферы принято считать рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.
Инновационный климат – благоприятствующие или неблагоприят-ствующие внешние или внутренние факторы влияния на инновационную деятельность участников инновационных процессов.
Инновационный цикл – это совокупность стадий инновационного процесса, регулярно повторяющихся независимо от класса инноваций, последовательно сменяющих друг друга, причем отдельные этапы и операции могут выполняться параллельно. Инновационный цикл представляет собой жизненный цикл инноваций (ЖЦИн), включающий стадии: научно-техническую (стадию НИОКР), производственную, реализации (стадию коммерциализации или стадию передачи в сферу потребления по договору), потребления. Поскольку ЖЦИн предполагает различные состояния инновации, на определенных стадиях к инновации применимы понятия жизненного цикла изделия (продукта), технологии, товара.
Инновационная активность – степень интенсификации инновационной деятельности и поведения на рынках новшеств и нововведений, отражаемая в определенных количественных и качественных параметрах: продолжительности инновационного цикла, обновления предметов и средств труда, объемах предложений и закупок результатов инновационной деятельности, ценового поведения, предложений развития инновационных механизмов и систем.
Инновационный потенциал – способность, возможность, готовность участника инновационного процесса мобилизовать ресурсы и организационный механизм (технологию деятельности и организационную структуру) на его осуществление в той части процесса, которая отражает роль участника, в заданные сроки и затраты. Учитываются функциональный (научно-технические, производственные, маркетинговые и др.), ресурсный (материально-технические, финансовые, человеческие, информационные) и системный (миссия, ценностные ориентации, опыт, компетентность общего руководства) потенциалы, а также инновационная гибкость.
Потенциал инновации – возможности данной инновации к развитию через трансформацию в другие предусмотренные состояния, к образованию других инноваций.
Инновационные стратегии – выбор на основе учета целей участника инновационного процесса, состояния внешней среды (выявления угроз и возможностей) и потенциала (выявление силы и слабости) направлений инновационной деятельности, поведения на рынках новшеств, методов использования ресурсов и организационного механизма
Инновационный трансферт – продвижение нового продукта к потребителям (инноваторам) вплоть до освоения и потребления. Выделяют этапы продвижения: идея – новатор, новшество – инноватор, новый продукт – рынок, рынок новшеств – потребитель (инноватор), продвижение в среде инноватора. Осуществляется различными способами: а) распространение в условиях повышенного спроса по обычным каналам сбытовых сетей; б) диффузия новшества через информацию об удачном опыте использования новшества, либо через рекламу, либо через непосредственное ознакомление с опытом применения новшества, и рекомендаций специалистов фирм, уже применивших новый продукт; в) внедрение – преодоление сопротивления новшествам, адаптация инновационной системы фирмы к новшеству.
Инновационные риски – риски, связанные с возможностью невыполнения обязательств инновационных фирм (ошибочная идея, низкий инновационный потенциал фирмы), непреодолимыми барьерами инновационного трансферта, неблагоприятным инновационным климатом и многими другими обстоятельствами. Риск также обусловлен большой неопределенностью результатов (по качественному уровню, срокам, затратам), свойственным процессам, включающим творческих характер труда. Отсюда повышенная вероятность появления случайных событий, стохастический характер инновационных процессов. Однако возможность все это компенсировать сверхвысокими доходами от реализации новых продуктов на рынке создает условия (нишу) для появления рискового капитала (венчурных фондов) и рисковых фирм – инноваторов. Инновационные риски структурируются по различным признакам. По мере продвижения от начального состояния инновационного процесса к конечному снимается все большая неопределенность и вероятность рисков резко падает. Существует система специальных мер, снижающих инновационные риски.
Инновационная идея – заявка о появившейся идее, замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (инвесторов, исследователей, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, администраторов, потребителей) для организации работ по всем (или отдельным) стадиям и этапам инновационного цикла.
Инновационное предложение – предложение участникам инновационного процесса для инвестирования и продолжения работ с какой-либо стадии (этапа) инновационного цикла. Сопровождается результатами предыдущих стадий (этапов) и бизнес-планом. Предложения, как правило, не связаны с большими инвестициями и не продолжительны по реализации.
Инновационный проект – относится к сложному, дорогостоящему и продолжительному комплексу работ, сопровождается большим объемом проектно-конструкторской и другой документации по установленным нормам, проводится технико-экономическое обоснование. Представляет собой обращение к крупным инвесторам и инноваторам с высоким инновационным потенциалом. В зависимости от масштаба проекта по инвестициям, количеству участников и числу входящих проектов выделяют моно-, мульти- и мегапроекты.


E-mail: sos011@yandex.ru

Hosted by uCoz
Rambler's Top100
Союз образовательных сайтов Яндекс цитирования