ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
|
Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана в пол-ном соответствии с утвержденным и введенным в 2000 г. Министерством образова-ния Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высше-го профессионального образования (специальность «Мировая экономика» – 060600. Квалификация: экономист).
Целью настоящей дисциплины является ознакомление студентов с историей развития и современным состоянием мировой экономики. Изучение мировой эконо-мики базируется на базе предварительного ознакомления студентов с дисциплина-ми «Политическая экономия» и «Макроэкономика» и логически расширяет их пред-ставление о роли и месте национальной экономики в системе мирохозяйственных связей.
«Мировая экономика» является дисциплиной, завершающей общетеоретиче-скую экономическую подготовку студентов всех специальностей и ориентирована на формирование углубленного представления о системе мирохозяйственных связей, региональном и глобальном экономическом сотрудничестве государств, достигших различного уровня экономического развития.
Главными задачами изучения дисциплины «Мировая экономика» являются: усвоение студентами сущности и содержания основных категорий, относящихся к сфере мировой экономики, международных экономических отношений и управления внешнеэкономической деятельностью; изучение факторов формирования и законо-мерностей развития мирового хозяйства в целом, а также современного состояния, особенностей и перспектив развития мирового хозяйства; усвоение студентами практических навыков самостоятельной работы с первоисточниками, научной и ин-формационно-справочной литературой по мировой экономике на русском и ино-странных языках.
В результате изучения данной дисциплины студент должен приобрести зна-ния основных теоретических положений по формированию мировой экономики и ее развитию в контексте международного экономического сотрудничества государств мирового сообщества; изучить основные тенденции развития мирового хозяйства и экономики ведущих развитых государств, основных групп развивающихся стран и стран с переходной экономикой; уяснить роль и значение деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), ее специализированных учреждений и других между-народных экономических организаций в международном экономическом сотрудниче-стве. В ходе изучения дисциплины студент должен выработать умение и приобрести навыки самостоятельного анализа экономического положения страны в системе ми-рохозяйственных связей, оценки возможных перспектив и основных направлений ее экономических отношений с другими государствами и экономическими объедине-ниями с учетом национальных интересов и задач обеспечения экономической безо-пасности своей страны.
Основными видами занятий, предусматриваемыми при изучении дисциплины «Мировая экономика», являются:
- установочные лекции;
- самостоятельное изучение учебной экономической литературы;
Промежуточный контроль знаний студентов по данной дисциплине осуществ-ляется в форме курсового проекта для специальности «Мировая экономика» или контрольного задания (реферата) для остальных специальностей.
Итоговый контроль знаний учащихся по дисциплине осуществляется в форме экзамена для специальности «Мировая экономика» или зачета для остальных спе-циальностей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
|
В качестве контрольного задания студентам-заочникам всех специальностей, кроме специальности «Мировая экономика», предлагается написание реферата по индивидуальной тематике, связанной с раскрытием одной из современных тем ми-рового хозяйства или особенностей экономического развития одного из государств мирового сообщества, а также его участия в международной экономической инте-грации.
Примерная тематика рефератов
1. Современное мировое хозяйство и основные тенденции его развития в XXI ве-ке.
2. Глобализация мирохозяйственных связей в XXI веке.
3. Неравномерность экономического развития стран в современном мировом хо-зяйстве.
4. Современные тенденции развития МЭО и их основные формы.
5. Количественные и качественные аспекты трудовых ресурсов стран мира.
6. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы в XXI веке.
7. Производственные ресурсы мирового хозяйства и происходящие в них сдвиги в XXI веке.
8. Финансовые ресурсы мирового хозяйства в XXI веке.
9. Мировые финансовые центры и их роль в мировой экономике.
10.Мировая торговля товарами: ее структура и динамика в XXI веке.
11.Региональная экономическая интеграция и региональные интеграционные объединения.
12.Транснациональные корпорации и их роль в мировом хозяйстве.
13.Международные экономические организации и их роль в международном эко-номическом сотрудничестве.
14.Глобализация научно-технических и торгово-экономических связей в XXI веке.
15.Значение финансовых ресурсов и их распределение в мировом хозяйстве.
16.Мировая торговля услугами в начале XXI в.
17.Внешнеторговая политика ведущих стран мира в начале XXI в.
18.Международные торгово-экономические и финансовые организации и их роль в мировой экономике.
19.Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании мировой торговли.
20.Место и роль стран «Большой восьмерки» в мировой экономике.
21.Мировая экономическая интеграция: понятие, сущность и перспективы разви-тия в XXI веке
22.Европейская экономическая интеграция: этапы, итоги и перспективы развития в XXI веке.
23.Единая европейская валюта и перспективы ее распространения в Европе.
24.Экономические последствия расширения Европейского Союза на Восток в XXI веке.
25.Современное состояние экономики одной из стран мира (по выбору) и ее ми-рохозяйственные связи в начале XXI века.
Примерная тематика курсовых проектов
|
1. Современное мировое хозяйство и место в нем России.
2. Главные тенденции развития современного мирового хозяйства в начале XXI столетия.
3. Интернационализация хозяйственной деятельности (на примере 2-3 стран)в начале XXI столетия.
4. Региональная экономическая интеграция (на примере одного из крупнейших интеграционных объединений мира) в начале XXI столетия.
5. Международное экономическое сотрудничество между странами различных интеграционных объединений (на примере ЕС-НАФТА, ЕС-МЕРКОСУР, ЕС-АСЕАН, ЕС-СНГ, НАФТА-СНГ, НАФТА-МЕРКОСУР).
6. Транснациональные корпорации и их деятельность в одном из секторов ми-рового хозяйства (АПК, ТЭК, химия, металлургия, машиностроение, телеком-муникации, транспорт и связь, торговля товарами и услугами).
7. Транснациональные банки и их конкурентная борьба на финансовых рынках мира.
8. Проблемы и перспективы деятельности транснациональных банков на про-странстве России после присоединения к ВТО.
9. Проблемы и перспективы деятельности транснациональных страховых ком-паний на пространстве России после ее присоединения к ВТО.
10. Роль ООН и ВТО в регулировании международного экономического сотрудни-чества в XXI столетии.
11. Опыт управления миграцией квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы в развитых странах и возможность его использования в России.
12. Международные валютные отношения и валютные системы ведущих разви-тых стран (на примере США, ЕС, Японии и др.).
13. Классификация стран по группам (развитые, развивающиеся, менее развитые и с переходной экономикой) и их место в современном мировом хозяйстве.
14. Неравномерность распределения природных ресурсов (на примере отдельных ресурсов и некоторых отдельных стран).
15. Современное состояние и перспективы развития мировых рынков (на примере нефти, газа, металлов, древесины, химической продукции, продовольствия и т.д.) в XXI столетии.
16. Финансовые ресурсы ведущих стран мира (США, Япония, стран ЕС и др.) и их значения для развития мирового хозяйства.
17. Мировые финансовые центры и их роль в глобализации финансовых ресурсов в XXI столетии.
18. Золотовалютные резервы ведущих стран мира (США, Японии, стран ЕС, Ки-тая, Индия, России и др.) и их назначение в национальных экономиках.
19. Экономическая безопасность внешнеэкономической деятельности страны (на примере США, Япония, стран ЕС, Китая, России и др.)
20. Роль и значение научных ресурсов ведущих стран мира (на примере США, стран ЕС, Японии, России и др.) в XXI столетии.
21. Экономика наиболее развитых стран (США, Японии, Германии, Франции, Ве-ликобритании, Италии, Канады, а также России) и их влияние на современные мирохозяйственные связи.
22. Развивающиеся страны и перспективы их перехода в группу развитых стран (на примере Китая, Индии, Аргентины, Бразилии и др.) в XXI столетии.
23. Проблема внешней финансовой задолженности и возможные пути ее урегу-лирования в XXI столетии.
24. Страны с переходной экономикой (на примере Белоруссии, Украины, Азер-байджана, Казахстана, и др.) и перспективы их перехода в группу развитых стран в XXI столетии.
25. Современная экономика России и перспективы наращивания ее удельного ве-са среди стран «Большой восьмерки» в начале XXI столетия.
E-mail: sos011@yandex.ru
|