Контрольные задания для студентов 3-х летнего срока обучения
|
1. Общее в организации систем разной природы.
2. Совокупность организационных отношений как составляющая любых иных видов отношений (общественных, политических, экономических, производ-ственных, хозяйственных, трудовых, межгрупповых, межличностных и т.д. - по выбору студента).
3. Совершенствование экономических отношений за счет улучшения их орга-низационной составляющей.
4. Совершенствование производственных отношений за счет улучшения их организационной составляющей.
5. Совершенствование хозяйственных отношений за счет улучшения их орга-низационной составляющей.
6. Институт права как инструмент формальной организации государства и об-щества.
7. Организующая роль государства в переходе на рыночные условия хозяйст-вования.
8. Проблемы выживаемости хозяйственных организаций в переходный период.
9. Предприятие как организационная система.
10. Эволюция организационных форм предприятий.
11. Развитие организации как социальной системы.
12. Организационные проблемы современного предприятия.
13. Тенденции и формы производственно-хозяйственной интеграции.
14. Организация предприятия.
15. Организация труда.
16. Организация управленческого труда.
17. Организация собственного дела.
18. Организация управления.
19. Организация и управление.
20. Управление организацией.
21. Организация как функция управления.
22. Методы организации в управлении.
23. Правительственные организации (состав, функции, взаимодействия).
24. Общественные организации (состав, функции, взаимодействия).
25. Коммерческие организации (состав, функции, взаимодействия).
26. Управление организационным развитием компании.
27. Разнообразие организаций и вопросы их классификации.
28. Взаимосвязь изменений отношений собственности и организационно - пра-вовых форм предприятий.
29. Взаимовлияние хозяйственной организации и внешней среды.
30. Жизненные циклы хозяйственной организации.
31. Организация групповой (коллективной, артельной, бригадной, совместной) работы.
32. Внутриорганизационные конфликты: методы профилактики и разрешения.
33. Организационная культура, ее значение и проблемы распространения.
34. Этические ценности и организационный стиль.
35. Проблемы сочетания формального и неформального в социальной органи-зации.
36. Организация процессов решения управленческих задач.
37. Лидерство в организациях и организационное поведение.
38. Выбор приоритетов при определении целей организации.
39. Методы профилактики обюрокрачивания организаций.
40. Самоорганизация в природе и в обществе.
41. Самоорганизация экономических систем.
42. Управляемость и организованность.
43. Взаимосвязь самоорганизации и самоуправления.
44. Порядок, его разновидности и меры обеспечения.
45. Влияние неупорядоченности (хаоса, дезорганизации) на результативность и эффективность работы.
46. Полнота порядка и организационные резервы.
47. Дисциплина, порядок, организация.
48. Условности, обычаи, правила, нормы, ритуалы как элементы общест-венного порядка.
49. Организационные структуры.
50. Организация процессов.
51. Взаимовлияние статики и динамики организации.
52. Организация процесса поиска нестандартных решений.
53. Закон синергии, его проявления и применения.
54. Закон информированности / упорядоченности, его проявления и примене-ния.
55. Закон синергии, его проявления и применения.
56. Закон единства анализа/синтеза, его проявления и применения.
57. Закон онтогенеза, его проявления и применения.
58. Закон композиции, его проявления и применения.
59. Закон пропорциональности, его проявления и применения.
60. Специфические законы социальной организации в приложении к задачам социальной организации.
61. Принципы научной организации и их прикладное значение.
62. Вклад в развитие организационной мысли выдающихся организаторов (на примере жизни и деятельности известных отечественных и зарубежных го-сударственных деятелей, политиков, военных, администраторов, ученых, предпринимателей, менеджеров и на базе их работ - по первоисточникам).
63. Организационное проектирование, его предназначение и методы.
64. Проблема установления “границ” при организации искусственных систем.
65. Технология создания организационных систем.
66. Комплексное применение методов упорядочения деятельности.
67. Рационализация организационных систем.
68. Организационные нововведения: разработка и осуществление.
69. Организационные задачи, факторы, планы, выводы и меры.
70. Организаторские новшества в инновационным менеджменте.
71. Реорганизация предприятия как санационная процедура.
72. Проблемы измерения степени совершенства организационной систе-мы.
73. Проблемы количественного определения организационных характеристик систем.
74. Критерии оценки качества социальной организации.
75. Задача разделения целого на части в организационных решениях.
76. Задача соединения частей в целостное образование в организационных ре-шениях.
77. Проблема экспертизы ценности организационных решений.
78. Консалтинг в области решения организационных проблем.
79. Методы активизации творческого подхода в организационных решениях, проектировании, реорганизации.
80. Ранжирование как прием селективного отбора.
81. Организаторы и организации.
82. Самоорганизация предпринимателя.
83. Организационные условия, способствующие развитию предпринимательст-ва.
85. Приватизация как изменение организационной системы.
86. Акционирование как изменение организационной системы.
87. Источники формирования научного знания в области организации.
88. Социобиология и проблема использования закономерностей биологической организации при конструировании социальных систем.
89. Значение интеграции научного знания для формирования “теории органи-зации” как междисциплинарной науки.
90. Взаимосвязи теории организации с другими отраслями научного знания.
Требования к реферату и к его разработке
|
Работа студента начинается с выбора темы реферата. Наряду с рекомен-дованными, могут быть и другие темы. В таком случае студент, руководствуясь программой дисциплины, самостоятельно определяет формулировку темы. Но это допустимо, если он обладает заделом в проработке оригинальных литера-турных источников (например, не переведенными на русский язык зарубежны-ми изданиями, в которых рассматриваются теоретические вопросы организа-ции) или располагает интересным фактологическим материалом по организа-ционным проблемам (например, почерпнутым путем личных наблюдений по месту работы).
При выборе темы не следует руководствоваться только ее названием. Не-обходимо представить себе, что за ним скрывается, а это значит, что надо про-думать отвечающее названию содержание работы. Оно детализируется с по-мощью рабочего плана реферата, составление которого помогает осознать за-мысел работы. План должен строиться на основе цели работы как исходного пункта. Декомпозиция цели, т.е. ее системная конкретизация по подцелям (за-дачам), доходя до 3-4-го уровней, позволяет предусмотреть состав положений и вопросов, рассматриваемых в реферате, уточнить логику построения работы.
Инвариантно теме реферата главное внимание при его разработке следу-ет уделять:
- характеристике выбранной темы, ее теоретическому (для науки) и при-кладному (для практики) значению;
- изложению существа научных парадигм, необходимость рассмотрения которых обусловлена темой реферата;
- оценке с позиций теории организации фактов, прецедентов организовы-вания, известных из личного опыта общения, работы, наблюдения, материалов прессы, где описываются организационные проблемы, ситуации;
- выявлению организационных резервов, возможностей совершенствова-ния организации и прослеживанию влияния устранения недостатков организа-ционными методами на улучшение постановки дела, рост результативности и экономической эффективности;
- формулированию собственных предложений на базе приобретенного в процессе изучения дисциплины теоретического знания и применения рекомен-даций специальной литературы относительно приводимых в реферате приме-ров конкретных ситуаций, организационных проблем, решений, мероприятий, структур, процедур и т.п., исходя из принципа - “если бы директором (главным менеджером) был я ...”.
- аргументированности выдвигаемых положений и авторских предложе-ний.
Реферат должен иметь объем в пределах 20-30 страниц рукописного тек-ста или 12-15 страниц принтерного, либо машинописного текста. Структурны-ми элементами реферата являются:
- титульный лист,
- оглавление,
- введение,
- содержательная часть,
- заключение,
- перечень использованной литературы,
- приложение (при необходимости привести подтверждающие фактоло-гические, либо иллюстративные материалы, документы).
На титульном листе пишется фамилия и инициалы студента, курс, груп-па, наименование факультета, отмечается название учебной дисциплины, ука-зывается тема реферата, место и год его разработки.
Оглавление располагается сразу за титульным листом. Оно представляет собой укрупненный вариант рабочего плана. Против наименования каждого элемента реферата должен быть проставлен номер страницы.
Содержательная часть реферата может быть подразделена на теоретиче-скую, фактологическую и рекомендательную подчасти, а также на разделы, по-священные отдельным вопросам, предусмотренным планом.
В содержательной части прежде всего дается краткая характеристика ис-тории или состояния развития теории вопроса. По темам, относительно кото-рых в теории еще не сложилось единого мнения, что следует из анализа специ-альной литературы, сопоставляются рекомендации различных научных школ и авторов, отмечаются плюсы и минусы предлагаемых ими альтернативных пу-тей решения.
При написании реферата недопустимо необозначенное заимствование, т.е. дословная выписка текстов из литературы без ссылок на источники. Всё изложение ведется студентом “своими словами”. Лишь в отдельных случаях, при необходимости дать строгое определение применяемому термину, сослать-ся на цифровые данные, уже установленные факты и истины или подкрепить свою мысль суждениями признанных авторитетов, “чужой” текст может быть вставлен в реферат в виде цитат. При этом сноска на источник с указанием страницы обязательна.
В разделе, где используется фактологический материал, самостоятельно подбираемый студентом, дается либо лаконичное описание и анализ ситуации, сложившийся в организации. либо оценка развитости методологии решения определенных вопросов организации и/или организовывания, ее пригодности для практически значимых целей.
В рекомендательном разделе студент дает свое “видение” организацион-ной проблемы, понимание условий, ограничивающих область поиска решений, и оценку сравнительных достоинств альтернатив, подходов, методов.
Компоновка материалов реферата должна идти в направлении от общего к частному. “Общее” придает работе системность и комплексность, а “частное” - глубину, позволяющую добиваться аргументированности выдвигаемых поло-жений.
Важно обращать внимание на преемственность вопросов, затрагиваемых на разных страницах реферата. В работе, где выводы по одному вопросу слу-жат основанием для перехода к рассмотрению другого вопроса, где одно логи-чески следует из другого, изложение убедительно. Оно служит признаком про-думанности построения работы, обоснованности ее плана, свидетельством то-го, что студент овладел навыками системного мышления, без которого невоз-можна ни одна эффективно работающая организация. Напротив, изложение мало связанных вопросов, наличие “чересполосицы” свидетельствует об эклек-тичности материалов работы, невысоком ее качестве. Так же и реферат, в кото-ром не используются количественные показатели, выглядит описательным и прогадывает в сравнении с работой, где анализируются организационные от-ношения не только на качественном уровне, но и количественно, приводятся аналитические или фактические данные, результаты расчетов, таблицы и гра-фики. Надо учитывать и то, что реферат выигрывает в оценке, если в нём во-просы теории рассматриваются не сами по себе, а даются в приложении к из-вестной практике, к проблемам экономики и управления, если предлагаются организационные меры решения этих проблем на основе реализации парадигм научной теории. Если же реферат представляет собой сугубо теоретическую работу, то объектом анализа могут служить не фактическая ситуация, а состоя-ние научной разработанности вопросов, отвечающих теме реферата, оценивае-мое по данным специальной литературы.
Заключение представляет собой как бы “концентрат” реферата. В нём в лаконичной форме по пунктам систематизируется:
- что было сделано (прочитано, собрано, рассмотрено, обобщено, пред-ложено) в соответствии с целью работы, обозначенной названием темы;
- что проанализировано и что на этой основе предложено;
- что следует ожидать от реализации предложений.
В перечне литературы называются лишь те источники, какие были ис-пользованы при разработке реферата, т.е. те, на которые есть сноски или ссыл-ки в тексте. К источникам относятся книги, журналы, газеты, законодательные и нормативные акты, документы министерств, ведомств, предприятий и других организаций. При ссылке в тексте реферата на источник указывается его по-рядковый номер в перечне литературы. А в перечне приводятся следующие сведения об источнике: ф.и.о. автора или авторов (по коллективным моногра-фиям указывается научный редактор), наименование источника, место издания, название издательства, год издания.
При подготовке графического материала реферата важно помнить то по-ложение, что не существует текстовой (буквенной и цифровой) информации, какая не могла бы быть выражена и передана графическими средствами. Они позволяют наглядно отразить существо основных положений реферата, помо-гают и самому исполнителю в логическом осмыслении используемого для на-писания реферата материала. Выбор вида графиков осуществляется с учетом содержания отображаемых отношений.
Оценка реферата преподавателем на “отлично” дает возможность атте-стации успеваемости студента без специальной зачетной процедуры - “сдачи зачета”, т.е. запись “зачтено” проставляется “автоматом”.
“Проверь себя” - тестовые задания
|
1. Теория организации есть:
1. Экономическая наука.
2. Другое название теории систем.
3. Комплексная область междисциплинарного научного знания.
2. Почему организационные отношения сопутствуют всем другим видам отноше-ний, возникающим в обществе, и “присутствуют” в каждом отношении по от-дельности?
- 1. Потому, что все делается в организации.
- 2. Потому, что все решается во взаимодействии организаций.
- 3. Потому, что они, по определению, наличествуют в каждом виде
отношений.
3. Главной причиной отставания России от уровня развитых стран “Большой семерки” являются:
1. Более суровые климатические условия.
2. Качества “национального характера” населения.
3. Худшая организация общества.
4. Организация - это:
1. Система.
2. Свойство материи и/или состояние системы.
3. Процесс упорядочения.
4. Ограничение.
5. Функция управления.
6. Система, свойство материи, процесс упорядочения, ограничение и функ-ция управления.
5. Почему всякая задача может рассматриваться как организационная?
- 1. Потому, что ее практическая реализация (исполнение) требует определенной упорядоченности действий, приложения усилий со стороны ор-ганизатора.
- 2. Потому, что исходные данные отражают определенные организаци-онные отношения.
- 3. Потому, что процесс решения должен обладать организованностью.
- 4. Потому, что в результате решения создаются новые идеальные и/или материальные системы.
6. Реальная организация - это:
1. Фактически сложившаяся и функционирующая система.
2. Предприятие или учреждение, имеющее утвержденный устав и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность.
3. Социальная система, образующаяся вследствие сочетания формальных и неформальных элементов.
7. Условиями устойчивости организации являются:
1. Стабильность внешней среды.
2. Консервативные взгляды высшего руководства.
3. Способность к самоорганизации и прогрессивным
нововведениям.
4. Ситуационное управление.
8. С усложнением хозяйственной организации количество ее организационных проблем, а, следовательно, и их значимость:
1. Уменьшается?
2. Увеличивается?
3. Остается неизменной?
9. Чем можно объяснить разнообразие организационно-правовых форм ком-мерческих организаций?
1. изменением внешней среды, в том числе и рыночной конъюнк-туры;
2. оригинальностью мышления учредителя, владельцев и/или пай-щиков;
3. единодушным стремлением владельцев, акционеров и/или наемного персонала уйти от законодательно установленного, но с их точки зре-ния “излишнего” налогообложения;
4. сегментацией рынка, открывающей возможности нахождения и освое-ния на нем новой “ниши”;
5. различием реакций изначально существовавших и действовавших ор-ганизаций на одни и те же внешние изменения.
10. Как следует понимать парадигму - “каждая организация строится по цели”:
1. Для каждой цели создается “своя” организация?
2. Одна организация преследует сразу несколько целей?
3. Устройство целого таково, что в нем есть части, соответствующие со-ставу условий, от которых зависит достижение целей?
11. Почему строение, функционирование и развитие организаций как естест-венных и искусственных систем должно осуществляться по неизменным зако-нам:
1. Отступление от требований закона “грозит тюрьмой”?
2. Нарушая связь, выражаемую законом, можно разориться?
3. Нарушение законов или их незнание приводит в практической
организаторской деятельности к непредсказуемым результатам?
12. Увеличение размеров организации дает синергетический эффект:
1. Всегда?
2. Иногда?
3. При выполнении определенных условий?
13. Как меняется в жизненном цикле больших организаций сравнительно с ма-лыми доля начального периода - “становления на ноги”:
1. Увеличивается?
2. Остается такой же?
3. Уменьшается?
14. Принципы организации представляют собой:
1. Излюбленные поговорки бюрократов?
2. Эмпирические правила организаторской деятельности?
3. Научные парадигмы, обеспечивающие правильность построения
и функционирования организаций?
4. Методические основы организационных нововведений?
15. Хорошая организация как эффективная постановка дела предполагает:
1. Действенную мотивацию?
2. Своевременную инновацию?
3. Надежную коммуникацию?
4. Все вышеназванное вместе?
16. Организационный потенциал представляет собой:
1. Совокупность ресурсов или то, чем располагает данная
организация?
2. Возможность улучшения использования того, что есть в органи-зации, например, запасы сырья и материалов, профессионализм персо-нала, производственная мощность, недвижимость и т.д.?
3. Резервы извлекаемые путем направленного изменения
(трансформации) самой организации?
17. Реорганизация есть:
1. Средство (одно из нескольких) ухода от персональной
ответственности за проваленное дело?
2. Способ предупреждения банкротства неэффективно функциони-
рующего предприятия?
3. Мутация или селекция в жизненном цикле организации?
4. Возвращение к прежнему замыслу (проекту, схеме) организации?
18. Реорганизация коммерческой организации в форме акционерного общества возможна путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразо-вания; являются ли взаимозаменяемыми:
1. Интеграционные способы реорганизации - слияние и
присоединение?
2. Дезинтеграционные способы реорганизации - разделение и
выделение?
3. Преобразование по отношению к остальным?
19. Дифференцированный подход при решении организаторских задач есть:
1. Способ разделения менеджером персонала на любимчиков
(фаворитов) и пасынков (изгоев).
2. Механизм адаптации социальной системы к росту разнообразия
внешней среды.
3. Учет специфических особенностей объектов организовывания.
4. Аналитический процесс разбиения целого на составные части.
20. Возможны ли следующие приемы преодоления сложности объектов при анализе и проектировании организационных систем:
1. “Пропуск” сложности, игнорирование ее влияния на результат?
2. Упрощение модели во второстепенных деталях (переменных) ,
апроксимация, агрегирование и т.п.?
3. Отказ от попыток изменений, количественных расчетов?
21. Какие определения наиболее полно характеризуют понятие “организацион-ная культура”?
- 1. Организационная культура есть культура корпоративная (ведомст-венная).
- 2. Организационная культура есть проявление технологии организатор-ской деятельности.
- 3. Организационная культура есть искусство реализации организацион-ных отношений.
Оценка ответов на вопросы дается в конце настоящей Программы.
Вопросы для контрольных работ
Тема 1
1. Что такое “система”?
2. Как классифицируются (какими бывают) системы?
3. Что такое “организация”?
4. Каковы отличительные признаки сложной системы?
5. Что общего и разного в понятиях “система” и “организация”?
6. Каково логическое соотношение понятий “неорганизация”, “организация”, “дезорганизация”, “реорганизация”?
7. Что общего в организации систем разной природы?
8. Дайте характеристику “организации” как свойству материи.
9. В чем состоит логическая связь лексических значений слов “ организация” и “организованность”?
10. Каково логическое соотношение понятий “организационная система” и “ор-ганизованность”?
11. Чем характеризуется методология системного подхода?
12. Что такое “дерево цели”?
13. Как соотносится системный, комплексный и аспектный подходы?
Тема 2.
1. Что такое “социальная система”?
2. Что такое “социальная организация”?
3. Каково место социальной системы в эволюционном ряду систем, в
процессе движения материи?
4. Что такое “социальный организм”?
5. Что такое “малая группа” и “групповая динамика”?
6. Какова типология малых групп? - Приведите схемы.
7. В чем состоят сравнительные достоинства и недостатки малых групп разных типов?
8. Роли, лидеры и группы в социальной системе.
9. Что такое “мягкий” и “жесткий” типы организации, чем они характе-ризуются?
10. Каковы типичные причины внутриорганизационных конфликтов?
11. Методы профилактики и разрешения внутриорганизационных конфликтов?
12. Неформальная организация, ее признаки и проявления.
13. Формальная организация, ее признаки и проявления.
14. Институт права как инструмент формальной организации общества.
15. Инновационная организация и ее признаки.
16. Менеджерская организация и ее признаки.
17. Бюрократическая организация и ее признаки.
18. Основные причины обюрокрачивания организаций и их предупреждение.
19. Методы исследования и анализа формальной организации.
20. Методы исследования и анализа неформальной организации.
21. Методы синтеза формальной и неформальной организации.
22. Переменные характеризующие внутреннюю среду организации.
23. Влияние и власть в организациях.
24. Организационный фактор в развитии общества и причины его недооценки.
25. Субъективное и объективное в социальной организации.
26. Инварианты социальной организации.
Тема 3.
1. Что такое “хозяйственная организация”?
2. Дайте характеристику предприятию как хозяйственной организации.
3. Признаки классификации предприятий и их группировка по классам.
4. Сравнительные достоинства и недостатки крупных и мелких предприятий.
5. Какие организационные проблемы порождает увеличение размеров пред-приятия?
6. Какие переменные характеризуют внешнюю среду предприятия?
7. Какое влияние оказывают разные составляющие внешней среды на органи-зацию и поведение предприятия?
8. Что лежит в основе механизма роста разнообразия хозяйственных организа-ций?
9. В чем различие между механистическим и организмическим типами органи-зации?
10. Что такое организационная модель “Х”?
11. Что такое организационная модель “У”?
12. Что такое организационная модель “Z”?
13. Основные переменные для сравнения моделей “Х”, “У”, “Z”.
14. Какова очередность шагов перехода к модели “Z” для развития хозяйст-венной организации?
15. Что такое “концерн” как организационно-правовая форма предприятия?
16. Что такое “корпорация”?
17. Что такое “консорциум”?
18. Что такое “конгломерат”?
19. Что такое “трест”?
20. Что такое “товарищество”?
21. Что такое “комбинат”?
22. Что такое “холдинг”?
23. Что такое “акционерное общество”?
24. Что такое “синдикат”?
25. Что такое “материнская” и “дочерняя” компании?
26. Какие организационные условия способствуют зарождению и развитию предпринимательских организаций?
Тема 4.
1. Что такое “управление”?
2. Что такое “система управления”, из чего она состоит?
3. Почему система управления является организационной системой?
4. Что такое “организовывание”, использование каких методов оно предполага-ет?
5. Чем характеризуется содержание процесса управления?
6. Что такое “организационная форма” (применительно к управлению)?
7. Каковы признаки различия организационных форм управления?
8. Какими бывают обратные связи?
9. Чем характеризуются устойчивость и живучесть систем?
10. Дайте определения и рассмотрите значения термина “управляемость”.
11. Что означает “организация” как основополагающая функция управления?
12. Каков механизм взаимовлияния “организации” и “управления”?
13. Что такое “самоорганизующаяся система”? Приведите примеры.
Тема 5.
1. Из каких составляющих складывается научная теория?
2. Какова связь между теорией и методологией?
3. Что влияет на соотношение теории и практики в организаторской деятельно-сти?
4. Приведите известные Вам примеры использования научных рекомендаций при реализации организационных мероприятий или какие эмпирически по-лученные организационные решения требовали научной проработки.
5. Что является предметом теории организации?
6. С какими другими научными дисциплинами связана теория организации? В чем проявляются эти связи?
7. Что такое “организационные отношения”?
8. Приведите конкретные примеры известных Вам организационных отноше-ний, определите их принадлежность к соответствующим классам отноше-ний.
9. Почему организационные задачи сопутствуют всем другим задачам?
10. Каким образом теоретическое знание предохраняет от ошибок?
11. Каково значение организованности в общественной жизни?
12. Что изучает теория организаций?
13. Каковы источники формирования теоретического знания в области органи-зации?
Тема 6.
1. Какие составляющие имеет управленческий процесс в организации?
2. В чем заключаются особенности управленческого процесса?
3. Что понимается под зависимостью в управлении?
4. Приведите примеры объективных и субъективных зависимостей?
5. Приведите примеры кратковременных и долговременных зависимостей?
6. Приведите примеры моральных и аморальных зависимостей в управлении?
7. Дайте общее определение термина “закон” в управленческих дисциплинах?
8. Чем отличаются законы организации от законов для организаций?
9. Как соотносятся между собой закон и закономерность?
10.В чем
E-mail: sos011@yandex.ru
|