Диссертация, диплом, курсовая, реферат заказ по т. (495) 518-23-69

Учебная программа и контрольные задания " ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ "

Деловая страница

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

Индивидуальное контрольное задание рассчитано на наиболее полное использование знаний, полученных при изучении курса “Экология и природо-пользование”. Цель индивидуального задания состоит в является составление интегральной карты экологических зон и экологического состояния субъектов Федерации для обеспечения принятия управленческих решений (например, це-лесообразности инвестиций в развитие отрасли промышленности, использова-ния рекреационных функций природных комплексов, распределения средств для экологической реабилитации территории и проч.).
Студентами выполняются индивидуальные задания, в ходе которых они проводят эколого-экономическое описание заданной территории (эколого-экономический очерк); определяют набор необходимых для выполнения рабо-ты показателей; проводят эколого-экономическое ранжирование субъектов Фе-дерации (регионов); проводят эколого-экономическое зонирование территории и составляют эколого-экономической карту рассматриваемой территории.
Вариант определяется по первой букве фамилии студента исходя из сле-дующей таблицы:
Первая бук-ва фамилии студента Территория, на которой необходимо провести эколого-экономический анализ субъектов Федерации
А – Г Северный и Северо-Западный экономический районы
Д – И Северо-Западный и Центральный экономический районы
К – Н Центральный и Волго-Вятский экономический районы
О – Т Центральный и Центрально-Черноземный экономический районы
У – Ц Центрально-Черноземный и Поволжский экономический районы
Ч – Я Поволжский и Уральский экономический районы

Контрольное задание оформляется в виде отдельного отчета и состо-ит из следующих разделов:
Введение
1. Эколого-экономический очерк.
2. Первичная обработка информации.
3. Ранжирование регионов
4. Зонирование территории
5. Карта экологической ситуации на рассматриваемой территории
Литература.
Во введении указывается цель и особенности экологического анализа территории.
Эколого-экономический очерк рассматриваемого экономического рай-она студенты пишут на базе специально привлекаемой литературы. Исходные данные следует взять из 10, 11, 15, 16 и других источников. В данном разделе студенты указывают географическое положение рассматриваемой территории, ее административное деление, насыщенность промышленными и сельскохо-зяйственными объектами, наличие населенных пунктов, плотность населения, ценность с точки зрения наличия возобновляемых и невозобновляемых при-родных ресурсов, состояние биоты, насыщенность памятниками истории и культуры, состояние здоровья населения и др. Очерк должен быть завершен общей характеристикой субъектов Федерации, входящих в рассматриваемой экономический район (регион).
Первичная обработка информации предполагает изучение данных и их систематизацию. Расчет новых показателей, которые позволят наиболее адек-ватно оценить экологическое состояние территории. При этом следует отдать предпочтение относительным показателям, например, объемам загрязнения на 1 кв.км., плотности населения, объемам загрязнения на 1 чел., объемам производ-ства на 1 чел. и т.д. Завершается первичная обработка выбором показателей, ко-торые в дальнейшем будут использоваться для экологического анализа. Студен-там следует особо остановиться на обосновании набора показателей для даль-нейшего экологического картирования на основе оценки территории.
Ранжирование регионов, входящих в данную территорию проводится с применением одновременно нескольких показателей методом попарных сравнений. Результатом проведенного ранжирования должно быть построение диаграммы показывающих относительные приоритеты экологического состоя-ния рассматриваемых регионов.
Зонирование территории заключается в определении зон из одного или нескольких регионов, из числа входящих в анализируемую территорию. Зони-рование проводится с применением системы показателей, обоснованной в раз-деле «Первичная обработка информации» и использованной в разделе «Ранжи-рование регионов». В настоящем разделе следует выбрать метод зонирования и с его помощью провести необходимые расчеты. Заметим, что необходимо обосновать число зон, которые будут получены в результате расчетов.
Карта экологической ситуации на рассматриваемой территории строится на основе проведенных выше расчетов и должна отражать индивиду-альные особенности экологической ситуации в регионах, а также представлять найденные экологические зоны в рамках рассматриваемой территории.
Литература должна включать использованную при подготовке кон-трольного задания литературу, включая сайты в Интернете.

ЛИТЕРАТУРА

Основная
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. Учебное пособие. - М.: РЭА, 1994.
2. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Учебное пособие - М.: МНЭПУ, 1997.
3. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В.
4. Экология и экономика природопользования. Учебник.- М.: Юнити, 2002.
5. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Аспект пресс, 1996.
6. Реймерс Н.Ф. Экология. - М., 1994.
7. Проблемы экологии России./под ред. Данилова-Данильяна В.И., Котлякова В.М. - М., 1993.
8. Пыльнева Т.Г. Природопользование. Учебное пособие - М.:
9. Финстатинформ, 1997.
10. Россия и ее регионы. Внешние и внутренние экологические угрозы./ под ред Н.Н.клюева. – М., Наука, 2001
11. Мягков С.М. География природного риска. – М., МГУ, 1995.
12. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Планирование и прогнозирование приро-допользования. – М., Интерпракс, 1995
13. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие /под ред. В.И.Данилова-Данильяна.- М.: Изд.МНЭПУ, 1997.
14. Адам А.М., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экологические проблемы ре-гионов России. Томская область. – М., ВИНИТИ, 2000.
15. Региональная экономика. / под ред. Т.Г.Морозовой. - М.: Юнити, 1995
16. Российский статистический ежегодник. М., 1998, 1999, 2000.

Дополнительная
17. Жирмунский А.В., Кузьмин В.И. Критические уровни в развитии природ-ных систем.- Л.: Наука, 1990
18. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика.- М.: Картгеоцентр- Геоде-зистиздат, 1993
19. Лемешев М.Я. Пока не поздно. - М.: Молодая гвардия, 1991.
20. Литовка О.П., Новиков Э.А. Природно-ресурсный потенциал региональных социально-экономических комплексов. - Л.: Наука, 1991.
21. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста.- М.: Прогресс, 1994.
22. Мухина Л.И. Комплексный подход к оценке и прогнозу природопользова-ния в развитии регионов. М., 1988.
23. Разумовский В.М. Эколого-экономическое районирование (теоретические аспекты). - Л.: Наука, 1989.
24. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Экономика и экология: развитие, катаст-рофы.-М.: Наука, 1996.


E-mail: sos011@yandex.ru

Hosted by uCoz
Rambler's Top100
Союз образовательных сайтов Яндекс цитирования