Диссертация, диплом, курсовая, реферат заказ по т. (495) 518-23-69

Учебная программа и контрольные задания " РИТОРИКА "

Деловая страница

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки спе-циалистов является способность ясно, четко, логично и доходчиво излагать свои мысли.
Умение донести свою речь до аудитории, состоящей из одного слушателя или из сотен людей, укрепляет в человеке уверенность в себе; обладая такой уверенно-стью, он может добиться всего, чего захочет.
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Греческий софист Гор-гий замечательно сказал: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание про-будить...”. Воздействующая сила слова всегда внушала удивление и уважение.
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия слов, врожденный ли это дар или результат обучения. Ответ на эти и многие другие вопросы дает специальная наука – риторика. Она имеет множество определений: искусство речей, наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи и др. Авторитет этой науки в древности был столь велик, влияние ее на жизнь общества было столь значительно, что ее называли “искусством управления умами” и ставили в один ряд с искусством полководца.
Это мнение не изменилось и сегодня. Один из известных американских орато-ров Даниэль Уэбстер подчеркивал: “Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставь-те мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел”. Всеми признается, что человек, вращающийся в деловом мире, должен владеть методами и приемами убеждения. Через вашу речь друзья и коллеги по работе узнают вас, ваш круг знаний, умений, интересов и т.п. Сделайте так, чтобы в вашей речи на первый план вышли ясность мысли, направленность, решимость. Не допускайте того, чтобы ваша речь исказила истинную картину ваших способностей.
Сейчас многие институты в нашей стране вновь обратились к проблемам ри-торики. Человек, овладевающий искусством красноречия, приобретает нечто очень важное и полезное не только для себя, он также становится и непосредственным участником реального возрождения отечественной речевой культуры. В результате изучения риторики и на этой базе – практической работы над собой, своей речью – вы сможете увереннее чувствовать себя в ситуациях, когда от вас требуется “встать и сказать”, свободней и убедительней общаться с людьми.
Главная основа этого умения – личность самого оратора. Как достичь цели, поставленной оратором? Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? Какие способы убеждения следует считать наиболее эффективными? Как отбирать и об-рабатывать деловую информацию? Как отстаивать свою позицию, поддерживать или корректно опровергать доводы противника, какие аргументы применять в поле-мике? Основу этих и других умений составляет самостоятельность мышления ора-тора, его “деловая хватка” – умение действовать в быстро изменяющихся условиях, ориентироваться в ситуации общения, предвидеть реакцию партнера, уметь быстро принимать решение, сохраняя и инициативу и возможность компромисса.
Чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности речи, учитывать множество фак-торов, влияющих на оратора и аудиторию и т.д.
Найти ответы на эти проблемы помогает риторика. Будущему оратору следует постичь общую логику речевого поведения, приемы воздействия на партнеров в про-цессе межличностного или группового воздействия. Вместе с тем не обойтись и без глу-бокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных
мастеров устного слова, и, особенно, – без серьезной практической работы над собой: своим голосом, дикцией, интонацией, жестами и т.д.
Немаловажным элементом культуры общения является и культура деловой, официальной переписки. Следует рассмотреть основные требования, предъявляе-мые к ней, что повысит производительность труда делового человека, улучшит его конечный результат. В процессе работы над официальной перепиской анализируют-ся стандарты деловых писем, рассматриваются общие правила моделирования, структуры писем и их оформления.
В основной перечень наук, с которыми тесно связана риторика, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, лингвисти-ка, физиология, психология – общая и специальная, актерское мастерство и др.
Данная программа предназначена для тех, кто только начинает изучать рито-рику, помогает обобщить имеющиеся точки зрения по основным вопросам риторики, перевести эти проблемы в практическую плоскость, дать рекомендации по подготов-ке и произнесению речей и знанию этикета делового письма.
Основные цели курса риторики:
- сформировать представление о риторике как предмете;
- повысить уровень владения речью;
- научить публично выступать с подготовленным текстом;
- развить коммуникативные умения вести деловые переговоры; отстаивать свою позицию, опровергать доводы противника и т.п.
Программа рассчитана на 60 часов.
Программа разработана на основе изучения отечественного опыта препода-вания риторики для студентов нефилософских специальностей.
Рубежный контроль – зачет.
Данная программа соответствует требованиям Государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Выбор варианта контрольного задания (темы реферата) осуществляется на основе совпадения двух последних цифр номера студенческого билета.
1. Риторика и демократия.
2. Риторика – наука или искусство?
3. Основные задачи риторики.
4. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы».
5. Софисты и их вклад в риторику.
6. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «И самая блестящая речь надоест, если ее затянуть».
7. Софистический идеал ритора.
8. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Вопросы истины не решаются большинством голосов».
9. Демосфен и его вклад в риторику Древней Греции.
10. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входит еще узда и кнут».
11. Сократ – диалектика и майевтика в его учении.
12. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление по афоризму: «Наши неудачи поучительнее наших удач».
13. Платон и его диалоги: «Софист», «Горгий», «Федр», «Пир».
14. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Об-разование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили».
15. Аристотель и его «Риторика». Анализ одной из книг.
16. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от доброжелательных».
17. Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля. Его отличие от рито-рики софистов.
18. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Нет такой истины, которая не может быть искажена».
19. Цицерон «Об ораторе». На анализе этой работы рассмотреть вклад Цице-рона в риторику.
20. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности».
21. Цицерон «Оратор». Вклад Цицерона в риторику.
22. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «И самая блестящая речь надоест, если ее затянуть».
23. Цицерон и его «Брут». Значение этой работы Цицерона для риторики.
24. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную».
25. Квинтиллиан «Риторические наставления». Основные положения его ри-торического учения.
26. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что необходимо, но ска-зать только то, что необходимо».
27. Риторический идеал Цицерона и Квинтиллиана. Сравните их.
28. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: « Человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому».
29. Средневековая риторика и ее особенности.
30. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: « Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы».
31. Риторика Древней Руси.
32. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Зло, как и добро, имеет своих героев».
33. Древнерусский риторический идеал. Его связь и отличие от риторических идеалов античности.
34. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Сла-ва так притягательна, что люди готовы платить за нее чем угодно, даже жизнью».
35. Первая русская «Риторика» 1620 года. Ее основные положения.
36. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь».
37. Риторика Петровской эпохи: Стефан Яворский, Феофан Прокопович.
38. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: « Все люди любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным».
39. «Краткое руководство к красноречию» М.В.Ломоносова. Основные поло-жения и требования к ритору.
40. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Тот, кто много мыслит, тот не пригоден в качестве члена партии: своей мыслью он легко пробивает границы партии».
41. М.М.Сперанский и его «Правила высшего красноречия».
42. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Страсти – это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны; их ис-кусство рождено как бы самой природой… Поэтому человек бесхитростный, но ув-леченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный».
43. Советы А.Ф.Кони ораторам, подготовленные для Института живого слова.
44. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Люди не смогли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос».
45. Неориторика.
46. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Конго инструкцию, как вести себя во время жары».
47. Основные категории риторики и их использование в современной риторике.
48. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего».
49. Виды речей и их особенности.
50. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враж-дебна».
51. Нравственный долг оратора.
52. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти, – иди по той стороне ули-цы, по которой хочет он, но веди его туда, куда надо тебе».
53. Речевой этикет.
54. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Су-дить о добродетели человека следует не по его порывам, а по ежедневным делам».
55. Правила слушания и говорения.
56. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слу-шали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы, захваченные темой и под-стрекаемые самолюбием, они захотели поглубже в нее вникнуть».
57. Риторические фигуры. Приведите примеры фигур.
58. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами».
59. Риторические тропы как средства выразительности речи.
60. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Гнусны те люди, которые знают, в чем истина, но стоят за нее, лишь пока им это выгодно, а потом отстраняются».
61. Спор, виды спора, особенности каждой разновидности.
62. Приемы и правила спора; уловки, применяемые в споре.
63. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Любовь одна, но подделок под нее – тысячи».
64. Речевая ситуация, ее основные элементы.
65. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Иные упреки звучат как похвалы, зато иные похвалы хуже злословья».
66. Основные виды общения.
67. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Если бы мы не льстили себе сами, нас не портила бы чужая лесть».
68. Деловое общение и его особенности.
69. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Как ни обманчива надежда, все же до конца наших дней она ведет нас легкой стезей».
70. Общение в конфликте и различные стратегии поведения.
71. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех».
72. Основные стили общения.
73. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Чем умнее человек, тем больше своеобычности он находит во всяком, с кем обща-ется. Для человека заурядного все люди на одно лицо».
74. Оратор и аудитория. Взаимовлияние этих сторон речевого общения.
75. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Величие человека – в его способности мыслить».
76. План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций.
77. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем поря-док в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело».
78. Коммуникативные качества речи.
79. Подготовить на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Пока любовь жива, она черпает силы в самой себе…».
80. Стили в ораторской речи. Их отличия.
81. Подготовить на 2- печатных страницах выступление на тему афоризма: «Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь со-вести».
82. Этапы подготовки речи (докоммуникативный, коммуникативный, постком-муникативный).
83. Подготовьте на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть».
84. Основные задачи Вступления в речи и приемы ее решения. Примеры.
85. Подготовьте на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Каждая догма имеет свой час, вечны лишь идеалы».
86. Задачи Главной (Основной) части речи приемы решения. Примеры.
87. Подготовьте на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Вопросы истины не решаются большинством голосов».
88. Основные задачи и приемы их решения в Заключении речи. Примеры.
89. Особенности устной и письменной речи.
90. Подготовьте на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних».
91. Законы логики в речи.
92. Способы поддержания внимания слушателей, управление аудиторией.
93. Подготовьте на 2-х печатных страницах выступление на тему афоризма: «Судьба все устраивает к выгоде тех, кому она покровительствует».
94. Подготовьте на 2-х печатных страницах выступление на тему: «Риторика – наука или искусство?».
95. Техника речи как одна из важнейших сторон ораторского искусства.
96. Подготовьте на 2-х печатных страницах выступление на тему: «Риторика и демократия».
97. Риторика – наука или искусство?
98. Подготовить на двух печатных страницах выступления на тему афоризма: «Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие».

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Автология – употребление слова в его собственном, прямом значении.
Анафора – (греч.- единоначатие) – повторение одного и того же слова в нача-ле соседних фраз для усиления смыслового и эмоционального воздействия.
Антитеза – (греч.- противоположение) – намеренное сопоставление противо-положных понятий, идей: кошке – радость, а мышке – слёзы.
Апострофа – обращение к отсутствующему человеку или к неодушевленному предмету: где же вы, друзья моей юности?!
Гипербола – стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении: я жду уже вечность; вино лилось рекой.
Градация – риторически впечатляющее построение предложений в речи, уси-ливающее характеристику явления: вся несуразность, неравенство, уродство, кото-рое мы видим...
Диатриба – проповедь на популярную философско-моральную тему, часто в форме дискуссии с воображаемым противником.
Закон края – лучшее запоминание тех частей информации, которая сообща-ется в начале и в конце выступления.
Идиома – (греч. – особенность) – оборот речи, непереводимый дословно на другой язык: бить баклуши...
Инверсия – речевой оборот, состоящий в намеренном, стилистически выиг-рышном изменении привычного порядка слов.
Катахреза – (греч.- злоупотребление) – метафора слишком привычная или непривычная, ощущаемая как недостаток (ножка стола, красные чернила).
Концессия – использование доводов или выражений оппонента в споре для опровержения его же доводов.
Литота – нарочитое преуменьшение качеств или свойств предмета: мальчик с пальчик.
Метафора – скрытое сравнение: острота ума.
Орфоэпия – соблюдение правил литературного произношения.
Оксюморон – намеренное соединение несовместимых значений: живой труп.
Перифраза – замена названия предмета его описанием, построенным на сравнении: солнце русской поэзии (Пушкин).
Синекдоха – стилистический оборот, состоящий в употреблении названия це-лого в значении части и наоборот: все флаги в гости будут к нам.
Тропы – речевые обороты, употребленные в переносном значении для дос-тижения большей выразительности: эпитеты, метафоры и другие.
Умолчание – или апосиопеза – речевой оборот, состоящий в недоговарива-нии: нет нужды напоминать, что...
Фигуры – особые синтаксические конструкции (инверсия и др.).
Эвфемизм – более мягкое слово или выражение вместо грубого или непри-стойного.
Эллипсис – пропуск одного или нескольких членов предложения, легко вос-станавливаемых по контексту.
Эпифора – риторическая фигура, состоящая в повторении одного и того же слова или оборота.
Эристика – искусство вести спор, полемику.
Ясность речи – смысловая прозрачность выступления, обеспечивающая его понятность и усвояемость слушателями.


E-mail: sos011@yandex.ru

Hosted by uCoz
Rambler's Top100
Союз образовательных сайтов Яндекс цитирования